13–20 октября 2012 года была проведена Международная
научно-практическая конференция «Технологическое образование и устойчивое развитие
региона» на базе факультета технологии и предпринимательства «Новосибирского
государственного педагогического университета» (г. Новосибирск),
технолого-экономического факультета «Кузбасской государственной педагогической
академии» (г.Новокузнецк); факультета технологии и профессионально-педагогического
образования «Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина»
(г.Бийск). В работе конференции приняли участие свыше 500 человек из 22-х
регионов Российской Федерации и 9-и зарубежных стран.
Участники конференции отмечают, что технологическое
образование в современных условиях представляет направление науки и
социально-ориентированной деятельности, определяющее уровень развития
российской экономики, промышленной и информационной базы нашей страны; отражает
стратегический ресурс инновационного развития России в условиях её модернизации;
является важнейшим инструментом интеллектуального и творческого развития личности;
обеспечивает подготовку молодежи к условиям социума и профессиональной
деятельности в условиях современного высокотехнологичного общества.
Участники конференции подчеркивают, что основным
предназначением образовательной области «Технология» (ООТ) в системе общего образования является
формирование технологической грамотности, технологической компетентности,
технологического мировоззрения, системного технологического мышления,
технологической и исследовательской культуры школьника, системы технологических
знаний и умений проектировать и изготавливать изделия, воспитание трудовых,
гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное
самоопределение в условиях рынка труда, формирование
гуманистически-ориентированного мировоззрения.
В ходе проведения конференции было обращено внимание, что за
20 лет существования технологическая подготовка школьников имеет определенные
достижения, которые представлены в ходе проведения международных и
всероссийских научно-практических конференций по технологическому образованию
школьников, Всероссийской олимпиаде школьников по технологии. В настоящее время
разработаны концептуально-методологические основы технологической подготовки
школьников, издаются учебные пособия и программно-методические материалы. В вузах
осуществляется подготовка учителей технологии.
Однако освоение технологических знаний в системе общего
образования и подготовка школьников к жизни в высокотехнологичном обществе
сталкивается с большими трудностями. За последнее время сократилось количество
часов, выделяемых на изучение технологии; ликвидирована непрерывность и
преемственность технологической подготовки;
сократилось финансирование на поддержание и обновление
материально-технической базы учебных мастерских.
Все эти факторы ослабляют технологическую подготовку
школьников и не позволяют в должной мере формировать у них технологическую
культуру, необходимую каждому человеку для деятельности в любых сферах, что, в
свою очередь, находится в противоречии с необходимостью технологического перевооружения
производства в нашей стране и подготовки высококвалифицированных кадров в
системе профессионального образования для обслуживания современного производства
и военной техники. Российская экономика испытывает острую потребность в квалифицированных
специалистах: рабочих, техниках и инженерах – изучение технологии в школе может
реально способствовать решению проблемы кадрового дефицита в России.
Участники конференции обеспокоены существенным снижением
уровня технологического образования молодежи. Результаты реформирования российской
школы негативно сказались на качестве технологического образования, что, в
частности, во многом способствовало технологическому и информационному
отставанию России, поставило под вопрос возможность ее наукоемкого и инновационного
развития.
Участники конференции озабочены тем, что в ближайший период возможно
снижение качества технологической подготовки учащихся в школе в результате
следующих изменений:
1) снижения числа часов, предусмотренных ФГОС третьего
поколения на изучение ООТ в начальной и основной школе;
2) исключение из учебного плана старшей школы технологии как
обязательного предмета;
3) изъятие из учебного плана черчения, которое обеспечивало
формирование основ графической культуры;
4) недостаточная укомплектованность школьных учебных
мастерских современным оборудованием, материалами и инструментами, наглядными
пособиями и учебно-методическими материалами.
Участники конференции считают важным обеспечить
непрерывность и преемственность технологической подготовки детей и молодежи,
начиная с дошкольного образования, включая общее, дополнительное и профессиональное
образование.
Участники конференции обращают внимание Министерства образования
и науки Российской Федерации на необходимость решения следующих проблем:
1) в процессе разработки новых образовательных стандартов необходимо
обеспечить бюджетное финансирование в полном объеме условий реализации ФГОС,
как кадровых ресурсов, так и материально-технического обеспечения в
соответствии с современным уровнем развития техники и технологий.
2) предусмотреть оплату труда учителей технологии с учетом
деления на подгруппы в основной школе для обеспечения прав учащихся по выбору
содержательных линий в соответствии с требованиями ФГОС в по предмету «Технология».
3) предусмотреть возможность сохранения профильных классов
технологической направленности в старшей школе, несмотря на выведение технологии
в разряд предметов по выбору учащихся, что может обеспечить ориентацию
старшеклассников на получение инженерно-технического образования в сфере
материального производства и наукоемких технологий.
4) обеспечить соответствующее финансирование технологии как предмета
по выбору учащихся в старшей школе, а также в подгруппах профильного обучения
предмета наравне с оплатой учителей, работающих по обязательным предметам
учебного плана школы;
5) расширить государственное финансирование системы дополнительного
образования для работы со школьниками по технологической подготовке с целью
активного привлечения к ней преподавателей инженерно-технических вузов и
учреждений профессионального образования, квалифицированных специалистов
предприятий и производственных структур.
6) при разработке федеральных требований к учебному
оборудованию предусмотреть возможность комплектования кабинетов технологии современным
оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями и электронными
образовательными ресурсами и законодательно установить периодичность их
обновления.
Участники конференции поддерживают деятельность региональных
Ассоциаций школьного технологического образования, задачами которых являются:
- консолидация педагогов для их профессионального общения и
обмена опытом на региональном уровне;
- активное участие в
обсуждении региональных проблем образования в области технологической
подготовки молодежи и разработки путей их разрешения;
- проведения профессионально-общественной экспертизы
программно-методических материалов и учебных пособий, ориентированных на реализацию
требований ФГОС;
- обеспечение взаимодействия с Ассоциациями учителей других
предметов общеобразовательного цикла с целью комплексного обеспечения личностно
ориентированного характера обучения и формирования у школьников универсальных
учебных действий на личностном и метапредметном уровнях в соответствии с
требованиями ФГОС.
Участники конференции выступают со следующими инициативами:
- создать Сибирскую
Ассоциацию технологического образования с целью повышения социальной значимости
технологической подготовки в сибирском регионе и рекомендовать сформировать
Оргкомитет на базе факультета технологии и предпринимательства Новосибирского
государственного педагогического университета;
- рекомендовать участникам XVIII международной
научно-практической конференции по технологическому образованию школьников
(г.Москва, 26-29 ноября 2012 г.) рассмотреть вопрос о создании международной
Ассоциации технологического образования для обеспечения взаимодействия и усиления
значимости технологической подготовки молодежи в современных социально-экономических
условиях в различных странах;
- привлечь к работе международной Ассоциации технологического образования
представителей учреждений профессионального образования, производственных и
сервисных структур, органов управления образованием и общественных организаций с
целью повышения социальной значимости технологического образования и
консолидации возможностей для обеспечения осознанного жизненного и
профессионального самоопределения старшеклассников;
- создать разнообразные информационные источники (сайт,
печатные издания, телеконференции, электронные образовательные ресурсы и т.д.),
освещающие деятельность международной Ассоциации технологического образования.
|