РЕШЕНИЕ
XX Международной научно-практической конференции
«Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны»
24-27 ноября 2014 года на базе Московского педагогического государственного университета, Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана и Московского института открытого образования была проведена XX Международная научно-практическая конференция «Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны».
В работе Конференции приняли участие более 70 человек
из __12____ регионов России, которые представляли общеобразовательные учреждения и учреждения среднего и высшего профессионального образования, учреждения повышения квалификации работников образования,а также коллеги из Республики Беларусь.
В материалах Конференции опубликованы статьи специалистов
в области технологического образования России, Беларуси, Грузии, Израиля. В рамках Конференции были проведены пленарные и секционные заседания, организовано посещение ряда общеобразовательных учреждений г. Москвы.
Участники конференции отмечают:
Подготовка кадров для решения научно-практических задач модернизации, инновационного и технологического развития, стоящих перед Российской Федерацией, должна начинаться с изучения предметной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться
в учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования. Предметная область «Технология» является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой интегрируются и реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые работникам всех современных профессий созидательного труда. Об этом свидетельствует и мировой опыт, в частности американский проект STEM-интеграция науки, технологии, инженерного дела и математики в общеобразовательной школе.
Именно при освоении предметной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения для анализа и творческого решения возникающих практических проблем, большинство из которых связано с преобразованиями материалов, энергии и информации, в процессе проектирования, конструирования и изготовления изделий. На уроках предмета «Технология» школьники получают знания и умения в области технического или инженерного творчества, представления о мире техники и техносфере, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей.
В настоящее время передовые страны мира, учитывая особую значимость инновационного и технологического развития, уделяют особое внимание технологическому образованию.
Об этом, в частности, свидетельствуют Международные конференции стран Азиатско-Тихоокеанского региона по технологическому образованию, в Нанкине (КНР) в 2013 году и Гонконге в 2015 году.
Вместе с тем, ситуация с изучением предметной области «Технология» в общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации во многих случаях не отвечает современным требованиям и продолжает ухудшаться.
Сокращение числа часов на изучение предметной области «Технология», ликвидация непрерывности и преемственности технологической подготовки, устаревшее оборудование учебных мастерских, отсутствие финансирования для приобретения материалов и нового оборудования, недостаточное информационное обеспечение, недостаточная оплата труда преподавателей и, в силу этого, уход из школ учителей технологии, в первую очередь мужчин, приводит к разрушению технологической подготовки школьников и наносит серьезный ущерб технологическому и социально-экономическому развитию нашей страны.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования по новому формулируют взгляд на предмет, требуют поиска новых подходов к реализации учебных программ для предметной области «Технология» в основном звене средней школы.
В федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы «Технология», как предметная область, отсутствует и является предметом по выбору.
Учитывая значение технологического образования для решения задач стратегического развития Российской Федерации, в том числе, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации
«О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. № 596 (п. 1 «а»)[1], и необходимость приведения его в соответствие с современными требованиями,
Конференция обращается с предложениями:
к Министерству образования и науки Российской Федерации:
- считать технологическое образование и предметную область «Технология» приоритетными для решения стратегических задач, связанных с формированием в стране высокотехнологичного производства;
- положительно решить вопрос о разработке и реализации в России проекта интегрированной системы технологического образования, включающей все его уровни: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее;
- при распределении учебных часов на изучение предметной области «Технология» обеспечить непрерывность технологической подготовки школьников с 1 по 11 класс в объеме не менее 2 часов в неделю.
На изучение графики (черчения), практически исчезнувшей из школы, должно быть выделено время в 8 и 9 классах; (в КНР на изучение труда и технологии выделено 3 часа в неделю с 3 по 9 класс и 144 часа – в 10-12 классах); ввести выпускной экзамен и ЕГЭ по технологии;
- предусмотреть в новых программах всех уровней по технологии:
изучение общих принципов технологической деятельности, формирование технологической культуры учащихся, знакомство
с перспективными технологиями XXI века и использование принципов дизайна при проектировании изделий; разработать соответствующие учебно-методические материалы;
- сохранить проектноориентированный характер предмета «Технология» и имеющуюся материальную базу;
- обратить особое внимание на реализацию технологических профилей на старшей ступени общего образования;
- обеспечить переход к модели профильной технологической подготовки учащихся 8-11 классов, учитывающей потребности региона в кадрах определенного профиля и уровня квалификации для работы
в современных высокотехнологичных отраслях и производствах;
- увеличить финансирование школ для оснащения современным учебным оборудованием, в том числе 3D-принтерами, станками
с ЧПУ, и материалами для обеспечения технологического образования школьников;
- в условиях нормативно-подушевого финансирования в бюджете школы отдельной статьей предусмотреть выделение средств
на материальное обеспечение предметной области «Технология»;
- рассмотреть возможность и нормативно оформить, в виде соответствующего распоряжения, разрешение использовать бытовую аппаратуру с рабочим напряжением 220 В в учебном процессе общеобразовательных школ на уроках технологии в 8-11 классах;
- принять меры по сохранению и расширению сети ресурсных центров – общеобразовательных учреждений, занимающихся технологической, предпрофильной и профильной подготовкой школьников, определить их юридический статус как общеобразовательных учебных заведений; опираться при этом на имеющийся в регионе опыт и задел (наличие сети – ресурсных центров; сетевое взаимодействие общеобразовательных школ с этими учреждениями и учреждениями среднего профессионального образования, в том числе, обеспечивающее возможность реализации на базе старшей ступени школы начальной профессиональной подготовки в рамках профильного обучения);
- предусмотреть корректировку оплаты труда учителей технологии
с учетом деления на подгруппы в основной школе для обеспечения права учащихся на выбор содержательных линий в соответствии
с требованиями ФГОС общего образования в отношения предмета «Технология»;
- подготовить с учетом обозначенных выше позиций инструктивно-методическое письмо «О совершенствовании изучения предметной области «Технология» и разослать его в региональные управления образованием субъектов Российской Федерации;
- обратить внимание на необходимость непрерывного повышения квалификации преподавателей предмета «Технология», в частности
в процессе участия в конференциях по технологическому образованию, освоению ими метапредметных требований нового стандарта образования, привлечения к обучению высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями и методами преподавания; рекомендовать осуществлять технологическую подготовку школьников не бакалаврам педагогического образования, а магистрам, как это делается в Финляндии, имеющей школьное образование одно из лучших в мире;
к сообществу педагогов, методистов и ученых, задействованных
в системе образования Российской Федерации и работодателей:
- приступить к созданию Российской Ассоциации технологического образования.
Ректорам технических и технологических университетов в учебных планах вузов предусмотреть возможность подготовки учителей технологии для общего образования и преподавателей для профессионального образования при их востребованности в регионах.
Средствам массовой информации и рекламы, в противовес пропаганды шоу-бизнеса, развернуть постоянный показ значимости и красоты производительного труда, современных индустриальных технологий, демонстрацию креативного содержания, национальных и иностранных исторических и современных достижений инженерного и квалифицированного рабочего труда в сфере материального производства, его содержательной, творческой и экономической привлекательности.
Российскому союзу промышленников и предпринимателей (А.Н.Шохин) обратить внимание на необходимость экономической, материально-технической и организационной поддержки технологического и естесственнонаучного образования молодежи на всех ступенях общего и профессионального образования, для получения промышленными предприятиями квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров.
Образовательным учреждениям (общеобразовательным школам):
- При реализации содержания образования (примерных программ) предметной области «Технология» в образовательных организациях (ОО), необходимо:
- в рамках образовательной программы ОО, прописать целостную компоненту технологической составляющей на всех уровнях образования, от пропедевтики до профильной подготовки с учетом контингента обучающихся, запроса родителей, потребностей и возможностей учащихся, условий рынка труда субъектов федерации;
- определив направления профильной подготовки, создать условия: учебная база – сопровождение и материально-техническое оснащение;
- определить кадровый состав, организующий и осуществляющий подготовку в данном направлении деятельности, с учетом их профессионализма и компетентности, при условии их непрерывного повышения квалификации;
- выделить аспекты непрерывности технологической подготовки учащихся, их показатели и критерии с учетом требований ФГОС, особенностей профильной подготовки и специфики деятельности ОО;
- расширить рамки технологической подготовки за счет часов вариативной части БУП ОО на всех уровнях обучения, уделяя внимание вопросам технического творчества, (компьютерное моделирование, графика, дизайн, инженерное черчение и пр.) в рамках факультативов или элективных курсов;
- использовать возможности внеурочной работы по предмету, расширяя спектр кружковых, студийных, лабораторных форм работы, опираясь на возрастные особенности, например – робототехника на основе лего, радиоэлектроника, авиа, судо моделирование и пр.;
- организуя технологическую подготовку на предпрофильном и профильном уровне, использовать возможности сетевого и партнерского взаимодействия;
- ввести в практику работы ОО систему мониторинга, начиная с , выработав показатели, критерии в рамках заданных стандартов и системы технологической подготовки;
- использовать в практике работы ОО олимпиады, конкурсы, исследования, проекты технологической направленности, с учетом модульного подхода примерных программ, в данном случае могут рассматриваться как показатели уровня технологической подготовки в школе;
- в рамках технологической подготовки выстроить программу по профессиональной ориентации школьников, используя возможности урочной и внеурочной форм работы;
- для осуществления данной деятельности в ОО администрации разработать пакет документов нормативно-правового и нормативно-содержательного характера, с учетом специфики образовательной деятельности (образовательной программы ОО) и особенностей региона.
[1] «Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей: а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году».
|