Пятница, 17.05.2024, 10:07
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Друзья сайта

Наш баннер

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Декабрь » 24 » РЕШЕНИЕ XVIII Международной научно-практической конференции
22:48
РЕШЕНИЕ XVIII Международной научно-практической конференции

РЕШЕНИЕ

XVIII Международной научно-практической конференции
по технологическому образованию школьников
«Технологическое образование для инновационно-технологичского развития страны»

26-29 ноября 2012 года        г. Москва

 

            На базе Московского института открытого образования при участии Московского педагогического государственного университета и Московского государственного технического университета
имени Н.Э. Баумана проведена XVIII Международная научно-практическая конференция «Технологическое образование для инновационно-технологического развития страны».

            В работе конференции приняли участие более 120 человек из       14 регионов России, которые представляли общеобразовательные учреждения и учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждения повышения квалификации работников образования, а также коллеги из Японии, Израиля и Литвы.

            В материалах конференции опубликованы статьи специалистов в области технологического образования из России, Китая, Японии, Израиля, Грузии и Казахстана.       В рамках конференции были проведены пленарное и секционные заседания, организовано посещение ряда общеобразовательных учреждений.

            Участники конференции отмечают:

Экономика, основанная на знаниях, модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы на основе современных инновационных технологий выдвигает особые требования к подготовке кадров высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических специалистов.

Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач модернизации, инновационного и технологического развития, стоящих перед Российской Федерацией, должна начинаться с изучения предметной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях. Предметная область «Технология» является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой интегрируются и реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые всем современным профессиям созидательного труда.

Именно при освоении предметной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения для анализа и творческого решения возникающих практических проблем, большинство из которых связано с  преобразованиями материалов, энергии и информации, на основе проектирования, конструирования, и изготовления изделий. На уроках «Технологии» школьники получают  знания и умения в области технического или инженерного творчества, представления о мире техники и техносфере, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей.

В настоящее время передовые страны мира, учитывая особую значимость инновационного и технологического  развития, технологическому образованию школьников уделяют особое внимание.

Вместе с тем ситуация с изучением предметной области «Технология» в общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации во многих случаях не отвечает современным требованиям и продолжает ухудшаться.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования по новому формулируют взгляд на предмет, требуют поиска новых подходов к реализации учебных программ для  предметной области «Технология» в основном звене средней школы.

В федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы «Технология» как предметная область отсутствует и является предметом по выбору.

Сокращение числа часов на изучение предметной области «Технология»,  ликвидация непрерывности и преемственности технологической подготовки, устаревшее оборудование учебных мастерских, отсутствие финансирования для приобретения материалов и нового оборудования, недостаточное информационное обеспечение, недостаточная оплата труда преподавателей и, в силу этого, уход из школ учителей технологии, в первую очередь мужчин, приводит к разрушению технологической подготовки школьников и наносит серьезный ущерб технологическому  и социально-экономическому развитию нашей страны.

Учитывая значение технологического образования школьников для решения задач стратегического развития Российской Федерации, в том числе, обозначенных в Указе Президента РФ «О долгосрочной государственной политике 7 мая 2012 г. № 596 (п. 1 «а»)[1], и необходимость приведения его в соответствие с современными требованиями.

 

Конференция обращается:

к Министерству образования и науки Российской Федерации с предложениями:

- считать технологическое образование и предметную область «Технология» приоритетными для решения стратегических задач, связанных с формированием в стране высокотехнологичной экономики[2];

-положительно решить вопрос о разработке и реализации в России проекта интегрированной системы технологического образования, включающей все его уровни: дошкольное, общее, начальное, среднее и высшее профессиональное.

- при уточнении распределения учебных часов на изучение предметной области «Технология» обеспечить непрерывность технологической подготовки школьников с 1 по 11 класс не менее 2 часов в неделю. На изучение графики (черчения), практически исчезнувшей из школы, должно быть выделено не менее 1 часа в неделю дополнительно в 9 классе; (в КНР на изучение труда и технологии выделено 3 часа в неделю с 3 по 9 класс и 144 часа – в 10-12 классах);

- предусмотреть корректировку оплаты труда учителей технологии с учетом деления на подгруппы в основной школе для обеспечения права учащихся на выбор содержательных линий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в отношения предмета «Технология»;

- для предпрофильной подготовки выделить часы не из инвариантной части базисного учебного плана, а только из вариативного компонента, поскольку эта подготовка должна учитывать региональные особенности;

- обратить особое внимание на реализацию технологических профилей на старшей ступени общего образования; включить в программы всех профилей в качестве отдельного предмета технологии этих профилей; предусмотреть формирование технологической культуры учащихся при изучении всех профилей;

- подготовить с учетом обозначенных выше позиций  и разослать инструктивно-методическое письмо «Об изучении предметной области «Технология» в региональные управления образованием субъектов Российской Федерации;

- рекомендовать сохранить и расширить сеть межшкольных учебных комбинатов (ресурсных центров) – общеобразовательных учреждений, занимающихся технологической, предпрофильной и профильной подготовкой школьников, определить их юридический статус как общеобразовательных учебных заведений;

- осуществить переход к профильной технологической подготовке учащихся 8-11 классов, включая начальную профессиональную подготовку с учетом потребностей регионов на основе современных и перспективных технологий проектирования и производства;

- создать нормативно-правовые условия, обеспечивающие более широкие возможности для социального партнёрства образовательных учреждений с предприятиями экономической сферы в целях повышения эффективности технологического образования (включая обеспечения возможности для привлечения специалистов-производственников, не имеющих педагогического образования для ведения курса технологии; для использования материальной базы предприятий-партнёров в целях прохождения профессиональных проб, учебных и учебно-производственных практик; для участия предприятий-партнёров в материальном оснащении школьных кабинетов технологии, мастерских и др.);

- обеспечить систему условий для формирования, в ближнесрочной перспективе, системы государственной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и других категорий населения (профориентации);

- увеличить финансирование для разработки и оснащения школ современным учебным оборудованием и материалами для обеспечения технологического образования школьников;

- при переходе на подушевое финансирование школ закрепить в бюджете отдельной статьей выделение средств на материальное обеспечение предметной области «Технология»;

- подготовить и обеспечить рассылку в региональные органы управления образованием инструктивно-методического письма «Об аттестации учителей технологии с учётом специфики их профессиональной деятельности»; тарификацию учителей технологии проводить по первому уровню из-за сложности подготовки мастерских к занятиям и дополнительных требований к обеспечению безопасности учащихся;

- рассмотреть возможность о повышении образовательного ценза учителей школьного курса технологии, подготовленных в системе двухуровневого высшего образования, в плане обязательности наличия у них степени магистра;

- рассмотреть возможность и нормативно оформить, в виде соответствующего распоряжения, разрешение использовать бытовую аппаратуру с рабочим напряжением 220 В в учебном процессе общеобразовательных школ на уроках технологии в 8-11 классах;

- обратить внимание на необходимость непрерывного повышения квалификации преподавателей предмета «Технология», освоению ими метапредметных требований нового стандарта образования, привлечения к обучению высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями и методами преподавания; рекомендовать осуществлять технологическую подготовку школьников не бакалаврам педагогического образования, а магистрам,  как это делается в Финляндии, имеющей школьное образование одно из лучших в мире;

- включить в число приоритетных образовательных вопросов региональной образовательной политики разработку и внедрение региональных моделей технологического образования, учитывающих специфику ситуации в каждом конкретном субъекте федерации;

- увеличить региональные нормативы финансирования для разработки и оснащения школ современным учебным оборудованием и материалами для обеспечения технологического образования школьников;

- при переходе на нормативно-подушевое финансирование закрепить в бюджете отдельной статьёй выделение средств на материальное обеспечение предметной области «Технология»;

- опираться при этом на имеющийся в регионе опыт и задел (наличие сети межшкольных учебных комбинатов – ресурсных центров; сетевое взаимодействие общеобразовательных школ с учреждениями начального и среднего профессионального образования, в том числе, обеспечивающее возможность реализацию на базе старшей ступени школы начальной профессиональной подготовки в рамках профильного обучения; включение системы профессиональных проб в курс предпрофильной подготовки в основной школе; интеграция общего и дополнительного технологического образования, реализуемого в разных формах и др.);

- обеспечить в тех регионах, где имеются необходимые условия, переход к модели профильной технологической подготовку учащихся 8-11 классов, с учётом потребности региона в кадрах определенного профиля и уровня квалификации, для работы в современных высокотехнологичных отраслях и производствах;

- разработать и реализовать региональные и муниципальные модели и программы профессиональной ориентации молодёжи, с участием региональных органов образования, труда и занятости, молодёжной политики, представителей бизнеса и некоммерческих организаций;

- обеспечить непрерывное повышение квалификации учителей предмета «Технология», освоения ими требований ФГОС общего образования (нового поколения), прежде всего, в части метапредметных результатов обучения;

 

к сообществу педагогов, методистов и ученых, задействованных в системе образования Российской Федерации и работодателей:

- приступить к созданию Всероссийской (в перспективе – Евразийской) Ассоциации технологического образования.

 

 

 

 



[1] «Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей: а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году».

[2] Подобный подход характерен для многих зарубежных стран, в числе которых – Австралия, Англия, Беларусь, Израиль, Казахстан, Китай, Нидерланды, США, Франция, Швеция и др.

Просмотров: 839 | Добавил: Artur | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Block title
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Насипов А.Ж. КБГУ © 2024-2016