РЕШЕНИЕ
XVIII
Международной научно-практической конференции
по технологическому образованию школьников
«Технологическое образование для инновационно-технологичского развития страны»
26-29 ноября 2012 года г. Москва
На базе Московского
института открытого образования при участии Московского педагогического
государственного университета и Московского государственного технического
университета
имени Н.Э. Баумана проведена XVIII
Международная научно-практическая конференция «Технологическое образование для инновационно-технологического
развития страны».
В работе
конференции приняли участие более 120 человек из 14 регионов России, которые представляли
общеобразовательные учреждения и учреждения начального, среднего и высшего профессионального
образования, учреждения повышения квалификации работников образования, а также коллеги
из Японии, Израиля и Литвы.
В
материалах конференции опубликованы статьи специалистов в области
технологического образования из России, Китая, Японии, Израиля, Грузии и
Казахстана. В рамках конференции
были проведены пленарное и секционные заседания, организовано посещение ряда
общеобразовательных учреждений.
Участники
конференции отмечают:
Экономика, основанная на знаниях, модернизация и
технологическое обновление всей производственной сферы на основе современных
инновационных технологий выдвигает особые требования к подготовке кадров
высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических специалистов.
Подготовка кадрового потенциала для решения
научно-практических задач модернизации, инновационного и технологического
развития, стоящих перед Российской Федерацией, должна начинаться с изучения предметной
области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных,
средних и высших профессиональных учебных заведениях. Предметная область
«Технология» является основной практико-ориентированной образовательной
областью в школе, в которой интегрируются и реализуются знания, полученные при
изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также формируются
навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые всем
современным профессиям созидательного труда.
Именно при освоении предметной области «Технология» учащиеся
должны получить исходные представления и умения для анализа и творческого
решения возникающих практических проблем, большинство из которых связано с преобразованиями материалов, энергии и
информации, на основе проектирования, конструирования, и изготовления изделий.
На уроках «Технологии» школьники получают знания и умения в области технического или инженерного
творчества, представления о мире техники и техносфере, влиянии технологий на
общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного
производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей.
В настоящее время передовые страны мира, учитывая особую
значимость инновационного и технологического развития, технологическому образованию
школьников уделяют особое внимание.
Вместе с тем ситуация с изучением предметной области
«Технология» в общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации во
многих случаях не отвечает современным
требованиям и продолжает ухудшаться.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального
и основного общего образования по новому формулируют взгляд на предмет, требуют
поиска новых подходов к реализации учебных программ для предметной области «Технология» в основном
звене средней школы.
В федеральном государственном образовательном
стандарте для старшей школы «Технология» как предметная область отсутствует и
является предметом по выбору.
Сокращение числа часов на изучение предметной области «Технология»,
ликвидация непрерывности и
преемственности технологической подготовки, устаревшее оборудование учебных
мастерских, отсутствие финансирования для приобретения материалов и нового
оборудования, недостаточное информационное обеспечение, недостаточная оплата
труда преподавателей и, в силу этого, уход из школ учителей технологии, в
первую очередь мужчин, приводит к разрушению технологической подготовки школьников
и наносит серьезный ущерб технологическому и социально-экономическому развитию нашей
страны.
Учитывая значение технологического
образования школьников для решения задач стратегического развития Российской
Федерации, в том числе, обозначенных в Указе Президента РФ «О долгосрочной
государственной политике 7 мая 2012 г. № 596 (п. 1 «а»), и необходимость приведения его в соответствие с
современными требованиями.
Конференция обращается:
к Министерству
образования и науки Российской Федерации с предложениями:
- считать технологическое образование и предметную область «Технология» приоритетными для решения
стратегических задач, связанных с формированием в стране высокотехнологичной
экономики;
-положительно решить вопрос о разработке и реализации в
России проекта интегрированной системы технологического образования, включающей
все его уровни: дошкольное, общее, начальное, среднее и высшее профессиональное.
- при уточнении распределения учебных часов на изучение
предметной области «Технология» обеспечить непрерывность технологической
подготовки школьников с 1 по 11 класс не менее 2 часов в неделю. На изучение
графики (черчения), практически исчезнувшей из школы, должно быть выделено не
менее 1 часа в неделю дополнительно в 9 классе; (в КНР на изучение труда и технологии
выделено 3 часа в неделю с 3 по 9 класс и 144 часа – в 10-12 классах);
- предусмотреть корректировку оплаты труда учителей
технологии с учетом деления на подгруппы в основной школе для обеспечения права
учащихся на выбор содержательных линий в соответствии с требованиями ФГОС общего
образования в отношения предмета «Технология»;
- для предпрофильной подготовки выделить часы не из
инвариантной части базисного учебного плана, а только из вариативного
компонента, поскольку эта подготовка должна учитывать региональные особенности;
- обратить особое внимание на реализацию
технологических профилей на старшей ступени общего образования; включить в
программы всех профилей в качестве отдельного предмета технологии этих
профилей; предусмотреть формирование технологической культуры учащихся при
изучении всех профилей;
- подготовить с учетом обозначенных выше позиций и разослать инструктивно-методическое письмо
«Об изучении предметной области «Технология» в региональные управления
образованием субъектов Российской Федерации;
- рекомендовать сохранить и расширить сеть межшкольных
учебных комбинатов (ресурсных центров) – общеобразовательных учреждений,
занимающихся технологической, предпрофильной и профильной подготовкой
школьников, определить их юридический статус как общеобразовательных учебных
заведений;
- осуществить переход к профильной технологической
подготовке учащихся 8-11 классов, включая начальную профессиональную подготовку
с учетом потребностей регионов на основе современных и перспективных технологий
проектирования и производства;
- создать нормативно-правовые
условия, обеспечивающие более широкие возможности для социального партнёрства
образовательных учреждений с предприятиями экономической сферы в целях
повышения эффективности технологического образования (включая обеспечения
возможности для привлечения специалистов-производственников, не имеющих
педагогического образования для ведения курса технологии; для использования
материальной базы предприятий-партнёров в целях прохождения профессиональных
проб, учебных и учебно-производственных практик; для участия
предприятий-партнёров в материальном оснащении школьных кабинетов технологии,
мастерских и др.);
- обеспечить систему условий для
формирования, в ближнесрочной перспективе, системы государственной системы
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и других категорий
населения (профориентации);
- увеличить финансирование для разработки и оснащения
школ современным учебным оборудованием и материалами для обеспечения технологического
образования школьников;
- при переходе на подушевое финансирование школ
закрепить в бюджете отдельной статьей выделение средств на материальное
обеспечение предметной области «Технология»;
- подготовить и обеспечить
рассылку в региональные органы управления образованием
инструктивно-методического письма «Об аттестации учителей технологии с учётом
специфики их профессиональной деятельности»; тарификацию учителей технологии
проводить по первому уровню из-за сложности подготовки мастерских к занятиям и
дополнительных требований к обеспечению безопасности учащихся;
- рассмотреть возможность о
повышении образовательного ценза учителей школьного курса технологии,
подготовленных в системе двухуровневого высшего образования, в плане
обязательности наличия у них степени магистра;
- рассмотреть возможность и
нормативно оформить, в виде соответствующего распоряжения, разрешение
использовать бытовую аппаратуру с рабочим напряжением 220 В в учебном
процессе общеобразовательных школ на уроках технологии в 8-11 классах;
- обратить внимание на необходимость непрерывного
повышения квалификации преподавателей предмета «Технология», освоению ими
метапредметных требований нового стандарта образования, привлечения к обучению
высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями и
методами преподавания; рекомендовать осуществлять технологическую подготовку
школьников не бакалаврам педагогического образования, а магистрам, как это делается в Финляндии, имеющей школьное
образование одно из лучших в мире;
- включить в число приоритетных
образовательных вопросов региональной образовательной политики разработку и
внедрение региональных моделей технологического образования, учитывающих
специфику ситуации в каждом конкретном субъекте федерации;
- увеличить региональные нормативы
финансирования для разработки и оснащения школ современным учебным
оборудованием и материалами для обеспечения технологического образования
школьников;
- при переходе на
нормативно-подушевое финансирование закрепить в бюджете отдельной статьёй
выделение средств на материальное обеспечение предметной области «Технология»;
- опираться при этом на имеющийся
в регионе опыт и задел (наличие сети межшкольных учебных комбинатов – ресурсных
центров; сетевое взаимодействие общеобразовательных школ с учреждениями
начального и среднего профессионального образования, в том числе,
обеспечивающее возможность реализацию на базе старшей ступени школы начальной
профессиональной подготовки в рамках профильного обучения; включение системы
профессиональных проб в курс предпрофильной подготовки в основной школе;
интеграция общего и дополнительного технологического образования, реализуемого
в разных формах и др.);
- обеспечить в тех регионах, где
имеются необходимые условия, переход к модели профильной технологической
подготовку учащихся 8-11 классов, с учётом потребности региона в кадрах
определенного профиля и уровня квалификации, для работы в современных
высокотехнологичных отраслях и производствах;
- разработать и реализовать
региональные и муниципальные модели и программы профессиональной ориентации
молодёжи, с участием региональных органов образования, труда и занятости,
молодёжной политики, представителей бизнеса и некоммерческих организаций;
- обеспечить непрерывное повышение
квалификации учителей предмета «Технология», освоения ими требований ФГОС
общего образования (нового поколения), прежде всего, в части метапредметных
результатов обучения;
к сообществу педагогов, методистов и ученых,
задействованных в системе образования Российской Федерации и работодателей:
- приступить к созданию
Всероссийской (в перспективе – Евразийской) Ассоциации технологического
образования.
|