Хотунцев Ю.Л.
Работа кафедры общетехнических дисциплин МПГУ с общеобразовательными
учреждениями
В 1992-1994 г.г. на кафедре общетехнических дисциплин МПГУ
работал Временный трудовой коллектив «Технология» (руководители Ю.Л.
Хотунцев и В.Д. Симоненко, отв.
исполнитель Ю.Л. Хотунцев), разработавший концепцию и программу образовательной
области «Технология», введенной в Базисный учебный план Российской Федерации в
1993 г. Далее работа кафедры с общеобразовательными учреждениями проводилась в
нескольких направлениях:
-проведение ежегодных Международных научно-практических
конференций «Технологическое образование в школе и ВУЗе» с 1994 г.
-руководство Московской городской экспериментальной площадкой
«Область технология» с 1995 г.
-проведение ежегодных Всероссийских и Московских олимпиад
школьников по технологии с 2000г.
-проведение ежегодных научно-практических конференций
«Русская культура в образовательной области «Технология» с 2001 г.
-проведение ежегодных Дней учителя технологии Москвы с 2002
г.
С 1995 г. в Москве начала работать городская
экспериментальная площадка «Область Технологии» созданная департаментом
образования г. Москвы.
Работы велись по проекту «Внедрение образовательной области
«Технология». В работе площадки принимали участие четыре межшкольных учебных
комбината и школы № 763 и № 1000. Площадка работала с 1995 по 1998 год. Работа
экспериментальной площадки продолжалась в 1998-2002 гг. по проекту «Творческое
развитие учащихся в рамках проектного метода в образовательной области
«Технология»». В состав экспериментальной площадки вошла школа № 293. В 2003
-2005 гг. экспериментальная площадка «Область знаний «Технология»» работала по
проекту «Интеграция материальных, энергетических и информационных технологий в
образовательной школе. Технология в системе профильной подготовки школьников».
В 2005-2009 г.г. экспериментальная площадка «Область знаний
«Технология»» работала по проекту «Разработка новой концепции и учебных
программ образовательной области «Технология» для столичного образования.
Педагогическое сопровождение технологической предпрофильной и профильной
подготовки учащихся». С 2009 г. экспериментальная площадка работала по проекту
«Технологическая подготовка школьников для решения кадровых проблем экономики
Москвы».
В начале каждого учебного года составлялся план работы
экспериментальной площадки. Финансирование экспериментальной площадки
прекратилось 1.09.2011 г.
Общеобразовательные учреждения, входящие в экспериментальную
площадку принимали активное участие в проведении международных научно-практических
конференций по технологическому образованию школьников, в которых принимали
участие специалисты из Великобритании, Франции, ФРГ, Китая, Японии, Израиля,
Казахстана, Украины, Беларуси.
На базе участника экспериментальной площадки - центра
образования № 293 ряд лет проводились Дни учителя технологии Москвы и заседания
секции Международных Рождественских образовательных чтений «Русская культура в
образовательной области «Технология».
Общеобразовательные учреждения, входящие в экспериментальную
площадку, принимали активное участие в проведении школьного, окружного,
регионального и заключительного этапов Всероссийских олимпиад школьников по
технологии, в проведении Московских олимпиад школьников 5-11 классов по
технологии.
В результате работы экспериментальной площадки изданы
учебники «Технология. Трудовое обучение» для 5, 6, 7 классов (авторы Глозман
Е.С., Глозман А.Е. Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л., Электов А.А,) под редакцией
Ю.Л. Хотунцева и Е.С. Глозмана. Также изданы рабочие тетради «Технология. Трудовое
обучение» для 5, 6, 7 классов. С 1996 по 2010 г. в издательстве «Просвещение»
издавались программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое
обучение 1-4,5-11 классы» (научные руководители Ю. JI. Хотунцев и В.Д.
Симоненко), рекомендованные Министерством образования РФ, а затем Министерством
образования и науки РФ.
В 2012 г. в издательстве «Мнемозина» вышла программа для
общеобразовательных учреждений «Технология. 5-11 классы» под редакцией Ю.Л.
Хотунцева.
В качестве примера проведения научно-практических
конференций «Русская культура в образовательной области «Технология» приведем
информацию об этой конференции 2011 г.
Научно-практическая конференция Московского института
открытого образования «Русская культура в образовательной области «Технология»
была проведена 18 мая 2011г. в школе-интернате № 58 г. Москвы. В работе
конференции приняли участие около 60 человек. В начале конференции участники
познакомились с выставкой работ школьников «Декоративно-прикладное искусство в
русской культуре», развернутой в актовом зале школы.
С приветственным словом к участникам обратилась директор
школы-интерната № 58, заслуженный учитель РФ, отличник народного образования,
лауреат премии «Грант Москвы в области науки и технологии в образовании» Т.Н.
Родионова. Затем выступили фольклорный ансамбль школы-интерната № 58 «Лошкари»
и театр костюма «Начало».
Затем начались выступления.
Во вступительном слове проф. Ю.Л. Хотунцев отметил, что
истории русской культуры более тысячи лет, в ее составе можно выделить три грани:
народная культура, в основном языческая, православная культура и светская
культура. В своих высших проявлениях русская культура пронизана любовью к
родной земле, Родине, жертвенностью, любовью к людям и приоритетом духовных
ценностей над материальными. При этом осуществляется патриотическое, трудовое,
нравственное и эстетическое воспитание школьников.
В своем выступлении «Духовные основы и основные ценности
русской культуры» д.ф.-м.н. И.Г. Якушкин остановился на отличии менталитета
русского человека от менталитета законопослушного западноевропейского
гражданина. Система ценностей, которая принадлежит развивающейся в течение
последнего тысячелетия русской традиции: служение отечеству, евангельские
ценности, «вера, надежда, любовь», любовь к Богу и любовь к ближнему, почитание
слова, знания, духовного труда, свобода личности, хотя бы тайная, социальная
справедливость, превосходство духовного над материальным, труд как творчество,
создание открытого общества, начиная с Петра I.
Проф., д.и.н., зав. кафедрой страноведения института
русского языка им. А.С. Пушкина Ю.А. Вьюнов сделал доклад «Русская культура в
образовательном пространстве школы». Затем с докладом «Комплексный подход к
творческому развитию школьников в образовательной области «Технология» выступила
учитель технологии и педагог дополнительного образования школы-интерната № 58
В.В. Михалева.
Учитель технологии и дополнительного образования школы
ГАЗПРОМ М.В. Иванова выступила с сообщением «Формирование гражданской позиции
средствами технологического образования».
Доклад «Техника и технология изготовления оборонительных
доспехов (кольчужных, пластинчатых, чешуйчатых)» сделал В.В. Катаев.
Учитель технологии школы № 2035 г. Москвы Н.К. Хусаинова
выступила с докладом «Русский народный костюм как объект проектной деятельности
учащихся на уроках технологии».
Учитель технологии школы № 2 г. Москвы, Лауреат премии
Президента РФ A.M. Залялдинова сделала доклад «Школьный музей (кабинет
технологии) как связующая нить духовно-нравственного воспитания и образования
учащихся».
С докладом «Особенности реализации уроков технологии в школе
с русским этнокомпонентом» выступила учитель технологии школы № 167 с русским
этнокомпонентом Е.М. Галковская.
К.п.н., учитель технологии ЦО № 1828 «Сабурово» JI.B.
Рязанов сделал доклад «Детская академия русской культуры как институт
социализации и социокультурной коммуникации подрастающего поколения».
С докладом «Макетирование русских соборов» выступил учитель
технологии школы № 1693 А.И. Кучма. С сообщением «Нравственное воспитание
школьников при изучении основ традиционной культуры» выступила учитель
технологии № 1159 У.А. Фортинская.
После чайной паузы участники конференции познакомились с
учебными мастерскими школы-интерната № 58 и школьными музеями:
декоративно-прикладного творчества «Декор»;
костюма;
истории, культуры и быта Москвы;
кудринской резьбы «Кудринка в XXI веке»;
батика и мягкой игрушки «Вернисаж».
Далее были проведены мастер-классы «Ручное ткачество на
примере плетения поясов на бердышках» (рук. член МООСХ и МФК Т.С. Семенова) и
«Русские обряды и традиции. Народная кукла» (рук. учитель технологии и педагог
дополнительного образования школы-интерната № 58 О.А. Антонова).
В заключении был проведен круглый стол.
В качестве примера проведения Дня учителя технологии Москвы
приведем информацию о проведении этого мероприятия в 2011г.
Десятый День учителя технологии Москвы был проведен 24 марта
2011 года в Московском государственном лицее № 1535. В проведении Дня учителя
технологии участвовали более 210 участников из Москвы, Московской области,
Брянска, Воронежа, Тулы и г. Ставрова Владимирской области.
В начале Дня учителя технологии была проведена выставка работ
учащихся и педагогов образовательных учреждений г. Москвы и Московской области.
Затем прошла научно- практическая конференция «Технологическое образование
школьников на современном этапе». С докладами выступили:
Проф. Хотунцев Ю.Л. «Борьба за технологическое образование
школьников»;
Проф. Пичугина Г.В. «О работе журнала «Школа и
производство»»;
Член-корресподент РАО Чистякова С. Н. «Перспективы развития
профориентации в школах Москвы»;
Методист СЗАО Шабанова М.Е. «Технология в школах
Северо-западного округа»;
Методист ЗАО, к.п.н. Степаненков П.В. «Создание сайта по
профориентации»;
Заслуженный учитель РФ, зав. лабораторией технологии МИОО
Дубровская Л.И. «Подготовка к заключительному этапу Всероссийской олипиады
школьников по технологии 2011 года»;
Доцент, к.п.и. Кожина О.А. «Учебно-методический комплект по
обслуживающему труду для 5-7 классов»;
Доцент, к.п.н. заслуженный учитель РФ Глозман Е.С.
«Учебно-методический комплект по техническому труду для 5-7 классов».
В конце конференции выступили победители конкурсного отбора
педагогических работников на соискание гранта Москвы в сфере образования: С.В.
Петрова (ГОУ СОШ № 939 ЮАО) и С.А. Голубцов (ГОУ СОШ № 638 г. Зеленоград).
После перерыва были проведены мастер-классы:
«Историческая реконструкция объектов материальной культуры
на уроках технологии» (Латков В.В., ГОУ ЦО №293);
«Опыт реализации метода проектов» (к.п.н. Хромов А.А., ГОУ
СОШ № 1000);
«Компьютерная поддержка уроков технологии» (к.п.н. Проконец
А.Ю. ГОУ ЦО № 293);
«Вышивка пайетками» (Лобашева Т.Г., ГОУ СОШ № 1149);
«Декупаж на бутылках» (Кутырева С.А., ГОУ СОШ № 683);
«Картины из хлопкового волокна» (Моисеева Л.Д., ГОУ СОШ №
367)
Всероссийская олимпиада школьников по технологии включает
школьный, муниципальный, региональный и заключительный этапы.
Заключительный этап XIII Всероссийской олимпиады школьников
по технологии был проведен 16-22 апреля 2012 года в г. Армавире. Организаторы
олимпиады: Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент
образования и науки Краснодарского края, Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение «Армавирская государственная педагогическая
академия».
Как и ранее, основными целями и задачами олимпиады были:
повышение уровня и престижа технологического образования, использование метода
проектов как средства развития учащихся и раскрытия их творческого потенциала,
привлечение школьников к выполнению социально значимых проектов, выявление и
поощрение талантливых и способных учащихся и творчески работающих учителей
технологии.
Олимпиада 2012 года показала огромную значимость
образовательной области «Технология» для интеллектуального и творческого
развития учащихся, их трудового и нравственного воспитания, профессиональной
ориентации, формирования их технологической культуры.
В заключительном этапе Олимпиады приняли участие 210
школьников: 111юношей и 99 девушек из 58 регионов Российской Федерации.
В заключительном этапе олимпиады участвовали 60 юношей и
одна девушка 10-11 классов и соответственно 50 юношей 9 класса по номинации
«Техника и техническое творчество» и 57 девушек и один юноша 10-11 классов и 41
девушка 9 класса по номинации «Культура дома и декоративно-художественное
творчество».
Торжественное открытие заключительного этапа олимпиады
состоялось 16 апреля. Представителем Министерства образования и науки РФ было
зачитано приветственное письмо Министра Фурсенко А.А. к участникам олимпиады.
Участников олимпиады приветствовали зам. руководителя департамента образования
и науки Краснодарского края Е.В. Воробьева, мэр Армавира А.Ю. Харченко, ректор
Армавирской государственной педагогической академии А.Р. Галустов, председатель
жюри декан факультета технологии, экономики и дизайна этой академии Р.А.
Галустов, председатели жюри по номинации «Культура дома и
декоративно-прикладное творчество» О.А. Кожина и по номинации «Техника и
техническое творчество» Ю.Л. Хотунцев. Затем состоялся концерт молодежных
творческих коллективов г. Армавира.
Программа олимпиады была рассчитана на шесть дней. В первый
день состоялись заезд, регистрация и размещение участников и сопровождающих
лиц, официальное открытие олимпиады, презентация команд и жеребьевка
участников. Во второй день олимпиады участники соревновались в теоретических
конкурсах и выполнении практических работ. На третий, четвертый и пятый день участники
олимпиады представляли на суд свои творческие проекты.
Для проведения заключительного этапа олимпиады были
разработаны два комплекта теоретических и практических заданий: для 9 и 10-11
классов. По номинации «Техника и техническое творчество» учащимся предлагались
на выбор практические работы по ручной и механической деревообработке, по
ручной и механической металлообработке и по электротехнике. На выполнение работ по ручной деревообработке
записались 60 человек. На выполнение работ по электротехнике – 14 человек.
Комплект заданий теоретического тура включал 35 заданий для
9 класса и 35 заданий для 10-11 классов.
Большинство заданий носили тестовый характер и охватывали все основные разделы
программы по технологии.
За выполнение тестовых заданий учащиеся могли получить 35
баллов, за выполнение практических – 40 баллов, за презентацию проекта – 50
баллов.
Организаторы олимпиады не только обеспечили
учебно-материальную базу для успешного проведения всех конкурсов олимпиады, но
и приложили немало усилий для организации содержательного досуга школьников и
руководителей команд. Пока школьники соревновались в различных конкурсах, для
сопровождающих лиц были организована обзорная экскурсия по городу. Вечерами для
всех участников были организованы конкурсные и развлекательные программы,
посещение городского драматического театра. 21 апреля был проведен круглый стол
для учителей.
Закрытие олимпиады и награждение победителей прошло 22
апреля Заместитель руководителя Департамента образования и науки Краснодарского края Синюгина Т.Ю.
предложила провести следующую , XIV Всероссийскую олимпиаду школьников по
технологии снова в г.Армавире. Дипломы победителям выручали председатель жюри
заключительного этапа олимпиады проф. Р.А. Галустов, председатель предметного
жюри по номинации «Техника и техническое творчество» проф. Ю.Л. Хотунцев и
председатель предметного жюри по номинации «Культура дома и
декоративно-прикладное творчество», доц. Кожина О.А.
Учителя, подготовившие победителей олимпиады, получили
памятные дипломы от редакции и подписку на журнал «Школа и производство»,
которые вручила главный редактор журнала доктор педагогических наук Г.В.
Пичугина.
Награждение и поздравление участников олимпиады чередовались
с выступлениями молодежных творческих коллективов г. Армавира. Работу олимпиады
освещали местные средства массовой информации.
Кафедра общетехнических дисциплин принимает активное участие
в организации и проведении международных научно-практических конференций
«Технологическое образование в школе и ВУЗе». В 2011 г. была проведена XVII
Международная конференция, в рамках которой, как обычно, работала секция
«Технология в школе» и выступали представители общеобразовательных учреждений.
|