Хотунцев Ю.Л.
Проект концепции технологического образования обучающихся
в общеобразовательных учреждениях
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий, требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года № 536 говорится: п.1а «Правительству Российской Федерации принять меры на достижение следующих показателей: создание и модернизация 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест к 2020 году».
Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения предметной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Именно при изучении предметной области «Технология» обучающиеся должны получить исходные представления и умения анализа и творческого решения возникающих практических проблем преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования, изготовления, оценки процессов и изделий, знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей. Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию обучающихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологичного производства. Кроме того, сформированные в процессе такой подготовки начальные технические и технологические умения и навыки сейчас, как никогда, необходимы молодым людям для освоения современной военоой техники в период службы в рядах Вооруженных сил РФ.
Предметная область «Технология», синтезирующая естественно-
научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и
гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных
областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую
направленность общего образования. Важную роль в этой предметной
области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность
обучающихся, способствующая их творческому развитию.
Предметная область «Технология» при наличии материального,
методического и кадрового обеспечения является основной практико— ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые работникам всех современных профессий созидательного труда. Об этом свидетельствует и мировой опыт, в частности американский проект STEAM-интеграция науки, технологии, инженерного дела, искусства и математики в общеобразовательной школе.
Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область «Технология» является необходимой третьей компонентой общего образования школьников наряду с гуманитарной и естественно-научной компнентами предоставляя им: возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.
В настоящее время передовые страны мира, учитывая особую значимость инновационного и технологического развития, уделяют особое внимание технологическому образованию. «Технология» изучается в школах Великобритании, Франции, ФРГ, США, Австралии, Израиля, Южной Кореи, КНР. Она включена в перечень обязательных предметов для всех учащихся. Наличие «Технологии» в учебном плане активно поддерживается промышленностью и бизнесом этих стран, т.к. этот предмет направлен на развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся и включение их в созидательный труд. Проводятся Международные конференции по технологическому образованию. Раз в 2 года проводятся такие конференции в странах азиатско-тихоокеанского региона, где проживает 2 млрд. человек.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897[1] изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных, экономических и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Основным предназначением предметной области «Технология» в
системе общего образования является формирование проектно-технологического (системно-технологического) мышления [2,3], технологической грамотности [4.5], технологической компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника [2,3,5,6], системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать, управлять контролировать и оценивать технологию, умение решения проблем, развитие творческих способностей, сознательности, гибкости, предприимчивости.
В 2000 г. Юнеско провозгласила технологическую грамотность универсальной компетенцией современного человека (UNESCO STL 2000+) [7].
Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.
Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, социальных и экологических последствий применения технологии, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, освоения культуры труда, планирования и организации трудового процесса, технологической дисциплины, грамотного оснащения рабочего места, обеспечения безопасности труда, компъютерной обработки документации, психологии человеческого общения, культуры человеческих отношений, основ творческой и предпринимательской деятельности, выполнения проектов.
Технологическая культура включает ряд сторон: культура труда, информационную и графическую культуры, культуру дизайна,
предпринимательскую и проектные культуры, культуру человеческих отношений и экологическую культуру. Особую роль в современном мире играет информационная культура - культура получения и работы с информацией и проектная культура- культура выполнения проектов, необходимая при выборе любой профессии от токаря до врача, учителя и программиста.
Исследовательская культура предполагает освоение основ методики научного исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, оценка и т.д. [5,6].
Иными словами в системе общего образования предметная область «Технология» предназначена для того, чтобы:
- формировать у обучающихся внутреннюю потребность и уважительное отношение к труду;
- заложить основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности;
- формировать исследовательскую, технологическую, трудовую, этическую, эстетическую, экологическою, предпринимательскую, графическую и информационную культуры обучающихся;
- ознакомить обучающихся с различными видами профессиональной деятельности и способствовать их профессиональному самоопределению;
- выявить и развить творческие способности школьников в созидательной и преобразующей деятельности, формировать и расширять их познавательные интересы, сознательность и гибкость;
- способствовать самореализации, самоутверждению и социализации школьников в коллективе сверстников в период обучения.
Выполняя свое предназначение, предметная область «Технология» вносит существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
Сформированные у школьников при изучении предметной области «Технология» знания, умения и навыки создают культурные и духовные предпосылки для сохранения и развития национальных культур народов России, социально-экономического развития страны.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Предметная область «Технология» играет системообразующую роль в формировании нравственно-трудовых качеств личности школьника. Основанная на практическом изучении распространенных технологий, знакомстве с перспективными технологиями XXI века и компьютерной поддержке технологической деятельности, она является основой социально- трудового становления личности учащегося в системе общего образования. Педагогическая роль и предназначение технологической подготовки в системе общего образования определяют цели и задачи предметной области
«Технология». Основными целями предметной области «Технология являются:
- наиболее полное развитие способностей обучающихся к созидательной и преобразовательной деятельности на основе их природных задатков, подготовка к решению практических задач, с которыми они могут встретиться в реальной жизни в быстро меняющемся технологическом мире;
- формирование у школьников технологических знаний и умений
осваивать разнообразные способы и средства анализа и творческого
решения возникающих практических проблем, преобразования
материалов, энергии, информации, учитывать возможные социальные,
экономические и экологические последствия технологической
деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы;
- формирование разносторонне развитой, конкурентоспособной
личности, способной реализовать свой творческий потенциал в
динамичных условиях развития современного общества, формирование
готовности молодежи к успешному и гармоничному функционированию в
информационно и технологически насыщенном мире.
В процессе технологической подготовки обучающихся с I по ХI класс с учетом потребностей школьников, возрастных особенностей и перспектив их развития, сориентированные на потребности общества, должны решаться следующие задачи воспитания и обучения:
- Освоение технологических знаний и технологической культуры,
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для
поиска, анализа и использования технологической информации,
проектирования и создания объектов труда, их оценка и реализации на рынке товаров и услуг, ведения домашнего хозяйства, определения своих
жизненных и профессиональных планов и путей их воплощения, в первую
очередь в отношении инженерно-технических специальностей;
- Овладение знаниями о научной организации труда, общих основах
различных технологий, методах творческой деятельности и принципах
дизайна, путях снижения негативных последствий производственной и
бытовой деятельности на окружающую среду и здоровье человека;
- Формирование представления о технологии как части мировой
культуры, как науки о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека, расширение политехнического кругозора;
- Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко-адаптирующейся в новых условиях личности, развитие познавательных интересов, проектно-технологического и системно-технологического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей, гибкости;
5) Воспитание трудолюбия, настойчивости достижения цели, самостоятельности, предприимчивости, честности, сознательности, ответственности за результаты своей деятельности, порядочности, коллективизма, уважения к людям, культуры поведения и бесконфликтного общения, становление активной гуманистической природосообразной жизненной позиции;
6) Закрепление в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук, развитие навыков проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности в сочетании с формированием готовности к исполнительской деятельности;
7) Воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных и мировых достижений в области техники, технологии, художественно- прикладной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, отбор и построение со- держания для предметной области «Технология» строится на следующих концептуальных положениях:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и наличие в них современных научно-технических достижений;
- политехническая и практическая направленность обучения, наглядность представления методов и средств осуществления технологических процессов;
- четкая конкретизация объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно- нравственного, эстетического и физического развития учащихся;
• профориентационная, предпринимательская и экологическая направленность.
Содержание обучения в предметной области «Технология» включает в себя следующие составляющие: общие принципы технологической деятельности, технологические процессы производства изделий с использованием конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; технологические процессы художественно-прикладной обработки материалов; технологические процессы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; технологии получения, преобразования и использования энергии; технологии получения, преобразования и использования информации, перспективные технологии XXI века;| (робототехники, 3D прототипирования, нанотехнологий, биотехнологий и др.) дизайн в технологической деятельности, элементы прикладных экономических знаний и предпринимательской деятельности; сведения о мире профессий, поведении на рынке труда; методы исследовательской и творческой деятельности; формы, методы и средства организации культурного быта и содержательного досуга; экономические и экологические характеристики технологических процессов, история развития техники и технологий.
В результате освоения предметной области «Технология» обучающиеся овладевают следующими инвариантными умениями:
- обосновывать цель деятельности с учетом выявленных общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
- ставить перед собой задачи, уметь их кратко формулировать;
- находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;
- проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планировать
свою практическую деятельность с учетом реальных условий осуществления технологического процесса;
- самостоятельно овладевать общетрудовыми, политехническими и специальными знаниями и умениями выполнения операций, пользования средствами труда, которые необходимы для осуществления технологического процесса;
- реализовывать проекты, создавать и оценивать продукты труда (материальные или интеллектуальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;
- выполнять безопасные приемы работ при использовании инструментов и оборудования;
- анализировать и оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, материальных объектов труда, технологий их изготовления;
- давать элементарную экологическую оценку технологическому процессу и результату практической деятельности;
- выдвигать и оценивать предпринимательские идеи;
- ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные возможности, интересы и склонности к изучаемым видам профессиональной деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- выполнять работу самостоятельно, а также на основе делового общения и сотрудничества в коллективе.
Обучение школьников в предметной области «Технология» строится на основе конкретных технологических процессов. Независимо от технологической направленности обучения, содержанием предусматривается изучение следующих сквозных образовательных линий:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации (информационная культура);
- основы черчения, графики (графическая культура);
- основы дизайна (культура дизайна);
- элементы прикладной экономики и предпринимательства (предпринимательская культура, культура дома, потребительская культура);
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов с учетом возможностей, склонностей и интересов обучающихся;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека (экологическая культура);
- творческая, проектная деятельность (проектная культура);
- история и социальные последствия развития технологии и техники;
- культура поведения и бесконфликтного общения (культура человеческих отношений, этическое воспитание).
СТРУКТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
В основе структуры содержания «Технологии» лежит блочно-
модульный принцип построения материала. Все содержание составляется
из логически законченных элементов 一 блоков, соответствующих
возрастным особенностям развития школьников. Блочно-модульное
построение призвано обеспечивать тесную смысловую взаимосвязь и
преемственность содержания на всех этапах технологической подготовки
учащихся. При этом модули интегрируют в себе сквозные
образовательные линии.
Структура обучения «Технологии» в 11-летней школе включает три блока. Первый блок охватывает период младшего школьного возраста (1-4-й классы), второй - период подросткового возраста (5-9-й классы), третий —
период ранней юности (10-11-й классы).
На этапе начального общего образования реализуются цели:
- расширение политехнического кругозора обучающихся, их знакомство с простейшими технологиями преобразования материалов, энергии,
информации;
- планирование работы, конструирование изделий, оценка результатов
деятельности;
- выполнение отдельных этапов проектной деятельности;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и
бережного отношения к природе;
В соответствии с этим решаются задачи:
- освоение доступных технологий ручной обработки природных и
искусственных материалов, выращивание комнатных и огородных
растений;
- выполнение эскизов объектов труда;
- освоение доступных информационных технологий;
- знакомство с простейшими методами прикладных исследований:
наблюдение, анализ, синтез, обобщение;
- знакомство с распространенными профессиями людей из ближайшего окружения школьников.
С учетом периодизации общего образования изучение «Технологии» в начальной школе позволяет обучающимся:
1. Получить начальные представления о широко распространенных
технологиях преобразования материалов, энергии, информации, отдельных видах декоративно-прикладного творчества, их художественных особенностях и традициях.
2. Освоить элементарные трудовые приемы, развивать творческие способности в процессе разнообразных видов трудовой деятельности с доступными для обработки материалами.
3. Сформировать устойчивые навыки самообслуживания, самостоятельность и ответственное отношение к результатам труда.
4. Освоить использование безопасных приемов труда.
5. Получить начальные представления о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей.
6. Получить представление о профессиях людей.
В первом блоке (1-4-й классы в 11-летней школе) в виде отдельных модулей изучаются преимущественно технологии ручной обработки природных и искусственных материалов, простейшие электротехнические устройства, доступные информационные технологии, выполнение простых проектов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий и в то же время способствуют интеллектуальному, эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся, развитию самостоятельности, обеспечивая подготовку к более сложной проектной деятельности в следующих классах. Младшие школьники учатся читать и выполнять простые эскизы объектов труда, строить несложные механические и электрические модели из конструкторов. Они знакомятся с доступными технологиями выращивания комнатных и огородных растений.
В процессе технологической деятельности обучающихся совершенствуются манипулятивные функции рук и пальцев, что способствует более интенсивному развитию умственных способностей школьников. Большое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению его роли в жизни человека и общества, творческому развитию учащихся.
В первый блок включается также материал о распространенных профессиях людей из ближайшего окружения школьников.
На этапе основного общего образования цели можно определить следующим образом:
-Знакомство с общими принципами технологической и проектной деятельности, с наиболее распространенными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии, информации в сферах производства, сервиса, домашнего хозяйства.
-Практическое использование основ предпринимательской деятельности.
- Выполнение проектов.
-Оценка профпригодности и профессиональное самоопределение учащихся.
-Формирование добросовестного отношения к труду, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Соответственно решаются задачи:
-Освоение общих принципов технологической и проектной деятельности, некоторых из технологий обработки материалов (в соответствии с выбранным направлением обучения), энергии и информации, робототехники, 3D -техники.
Новые технологии (роботехника, 3D-технологии и др.) целесообразно внедрять по мере оснащения школ и ресурсных центров новым оборудованием и учебно-методическими комплексами, а также после повышения квалификации учителя:
-Освоение основ культуры труда и исследовательской культуры.
-Знакомство с принципами дизайна.
-Оценка профпригодности и профессиональное самоопределение.
В основной школе обучающиеся углубляют полученные в начальной школе технологические знания, совершенствуют сформированные умения и
приобретают новые, относящиеся к более сложным технологиям
созидательной деятельности людей, знакомятся с методами прикладных
исследований (постановкой задачи, сбором и обработкой информации,
выдвижением и анализом путей решений, проведением эксперимента и
анализом результатов и т.д.).
Изучение «Технологии» в основной школе позволяет обучающимся:
1.Приобрести знания и умения по общим способам практико-
преобразующей и проектной деятельности, технологические знания
и умения по распространенным методам и средствам
преобразования материалов, энергии, информации, принципам
моделирования и конструирования изделий, влиянии
технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека. В соответствии с одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 8 апреля 2015 года (протокол № 1/15) примерной основной образовательной программой основного общего образования основную часть программы «Технология» составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный образовательный опыт практической деятельности.
2.Сформировать заинтересованное и ответственное отношение
к процессу и результатам труда, способности к творчеству в
созидательной деятельности при изучении и освоении современных
технологий и различных народных ремесел.
3.Получить представления о своих профессиональных возможностях, способах и средствах профессионального самоопределения и формирования реалистичных социально-профессиональных планов применительно к различным сферам профессионального труда на основе участия в познавательно-трудовой деятельности.
4.Овладеть методами и средствами получения, преобразования
и использования информации, методами прикладных исследований.
Научиться использовать графический язык, элементы дизайна и
современные информационные технологии для моделирования,
проектирования и создания объектов труда.
5.Приобрести навыки коммуникативной и управленческой
деятельности в процессе коллективной работы над творческими
проектами.
6.Сформировать представления о предпринимательской
деятельности по производству и реализации созданных учащимся
изделий и услуг, овладеть умениями рационального поведения в
условиях рыночной экономики, оптимального ведения домашнего
хозяйства.
Содержание второго блока (5-9-й классы 11 – летней школы) базируется на наиболее распространенных технологических процессах в сферах производства, сервиса, домашнего хозяйства и развивающего досуга. Это ресурсосберегающие технологии обработки конструкционных материалов, конструирования, сборки и управления техническими устройствами; робототехники, 3D-техники, технологии обработки текстильных материалов, конструирование и изготовления швейных изделий; технологии обработки пищевых продуктов и приготовления блюд; методы и средства художественно-прикладной обработки материалов; технологии выращивания растений, животных, птиц; технологии первичной переработки и хранениясельскохозяйственной продукции; технологии ремонтно-отделочных исанитарно-технических работ; технологии электромонтажных работ,использования электрической энергии, технологии утилизации и переработкиотходов, знания по формированию и исполнению домашнего бюджета,рациональному расходованию средств с учетом современных социально-экономических условий. Изучение разделов, основанных на знаниях из курсов естественнонаучных дисциплин, целесообразно привести в соответствие со сроками их освоения в образовательной области «Физика» (перевести изучение разделов «Электротехники» и «Электроники» в более старшие классы).
Школьники получают знания и умения по черчению и графике, использованию информационных технологий применительно к изучаемым технологиям, сведения по
прикладной экономике и предпринимательству, экологии,
систематизированный материал о мире профессий, выполняют творческие
проекты. Учитывая наличие в базисном учебном плане
предметной области «Информатика», где изучаются процессы преобразования, передачи и использования информации, информационные технологии в образовательной области «Технология» изучаются в прикладном плане. Отмечая важную роль любой формы информации в преобразующей деятельности человека, особое внимание должно быть, уделено использованию ПЭВМ как мощного инструментального средства поддержки любых видов технологической деятельности человека при обработке конструкционных материалов, тканей, энергии и т.д. Целесообразно проводить с помощью ПЭВМ профориентационное тестирование обучающихся, деловые игры по экономике и предпринимательству, моделировать экологические ситуации,
осуществлять проектную деятельность.
Технологии второго блока группируются по трем направлениям:
техническое (технический труд, «Индустриальные технологии») сервисное, включая домашнее (обслуживающий труд, «Технологии ведения дома») и сельскохозяйственное (сельскохозяйственный труд). Учащимся, в соответствии с их интересами и склонностями, предоставляется выбор возможных направлений изучаемых технологий.
На этапе среднего (полного) общего образования целями являются:
-Формирование технологической культуры учащихся.
-Знакомство с широким спектром современных и перспективных технологий.
-Освоение принципов технического творчества и дизайна.
-Знакомство с технологиями выбранного профиля.
-Изучение основ технического моделирования и конструирования
-Освоение технологий компъютерного проектирования.
-Изучение экологических проблем общественного производства.
-Выполнение комплексных проектов.
В соответствии с этим решаются задачи:
-Завершение освоения технологической культуры.
-Освоение некоторых технологий выбранного профиля.
-Расширение политического кругозора.
-Уточнение профессиональных планов учащихся.
В старшем звене общеобразовательной школы технологическая подготовка осуществляется в соответствии с направлениями работы общеобразовательного учреждения, уровнем исследовательских возможностей и характером познавательных интересов обучающихся. Изучение «Технологии» в старшей школе позволяет обучающимся:
- Скорректировать профессиональные планы и сделать адекватный выбор социально-деловой карьеры с учетом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей, получить представление о порядке трудоустройства на предприятиях различного типа собственности.
- Овладеть некоторыми технологиями созидательной или преобразовательной деятельности, соответствующими выбранному профилю обучения и, при желании, получить начальную профессиональную подготовку, усовершенствовать владение элементами предпринимательства и потоебительской культуры.
Изучение «Технологии» в профильной технологической школе позволяет учащимся дополнительно:
1.Получить технологические знания, умения и навыки,необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.
2.Систематизировать знания об универсальных принципах технологической, творческой и проектной деятельности.
3.Установить связи между достижениями в области естественных и социальных наук и тенденциями развития современных технологий.
Содержание третьего блока (10-11-й классы в 11-летней школе) расширяет и углубляет технологическую подготовку обучающихся, обеспечивает возможность коллективного выполнения проектов и способствует исследованию профессионально — образовательной сферы региона и обоснованному выбору будущего направления профессионального образования.
В этот блок входят также технологии, распространенные в конкретном регионе на производстве и в сфере сервиса, что обеспечивает целевую ориентацию на востребуемые рынком труда профессии.
В данном блоке,связанном с завершением обучения в полной средней школе, основное внимание уделяется технологиям творческой проектной деятельности, формированию технологической компетентности и технологической культуры и выполнению комплексных проектов в избранной сфере деятельности.
В этом блоке технологическое обучение строится на основе профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы. Определение профилей обучения осуществляется на основе познавательных интересов и способностей а также с учетом материально-технического оснащения образовательного учреждения, возможностей педагогического коллектива, традиций и особенностей социокультурной среды.
Технологическая подготовка в третьем блоке призвана способствовать уточнению профессиональных и жизненных планов обучающихся, изучению возможностей и способов продолжения обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и трудоустройства, методов построения жизненных и профессиональных планов.
Последний этап технологической подготовки в общеобразовательных и учреждениях в соответствии с действующим законодательством и по желанию обучащихся за счет регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана предоставляет им возможность получить начальную профессиональную подготовку и тем самым обеспечить их социальную защищенность на рынке труда.
В результате освоения предметной области «Технология» обучающиеся овладевают следующими инвариантными умениями:
- обосновывать цель деятельности с учетом выявленных общественных, групповых или индивидуальных потребностей,ставить общие и конкретные задачи;
- сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом их последствий для природы, общества и самого человека;
- расширять область исследований, находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;
- проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна и художественного оформления, планировать свою практическую деятельности с учетом реальных условий осуществления технологического процесса;
- создавать и оценивать объекты труда (материальные, интеллектуальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительной стоимостью;
- применять рациональные и безопасные приемы работ при использовании инструментов и оборудования:
- самостоятельно овладевать общими способами исследовательской и проектно-преобразовательной деятельности, политехническими и специальными знаниями и умениями выполнения операций, пользования средствами труда, которые необходимы для осуществления технологического процесса;
- оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг или создания конструкций материальных объектов труда и технологий их изготовления;
- давать экологическую оценку технологического процесса и результату практической деятельности;
- выдвигать и оценивать предпринимательские идеи;
- ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам профессиональной деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- выполнять работу самостоятельно, а также на основе делового общения и сотрудничества в коллективе.
Содержание предметной области «Технология» может быть представлено двумя предметами. Первый предмет – «Технология» изучается с 1-го по 11-ый классы. Второй – «Черчение и графика» изучается в 8-9-ом классах. Он призван обобщить и систематизировать графические знания и умения, которые обучающиеся получают в процессе технологической подготовки в рамках соответствующей сквозной образовательной линии.
Программа «Технологии» должна включать описание роли преобразующей деятельности и технологий в истории человечества, общие принципы технологической и проектной деятельности, принципы построения технологических систем, реализуемые технологические процессы (физические, химические, биологические) и способы использования материалов, энергии и информации, практическую деятельность с использованием инструментов и оборудования по обработке материалов и преобразованию энергии при создании материальных изделий с использованием элементов дизайна в процессе репродуктивного обучения и проектной деятельности, интеграцию материальных, энергетических, информационных технологий, перспективные технологии XXI века. Важную роль в технологическом образовании школьников играет ручной труд по обработке материалов. Он способствует физическому и умственному развитию детей, формирует их материалистическое мировоззрение.
С самого начала обучения необходимо формировать технологическую культуру обучающихся: культуру труда, человеческих отношений и т.д. В основной школе необходимо выделять время на знакомство с новыми технологиями (робототехникой, 3D-техникой, нанотехнологиями, биотехнологиями и т.д.), найти оптимальное распределение времени на изучение технологий обработки материалов, энергии и информации, использования станков, в том числе с ЧПУ, швейных машин, в том числе с ЧПУ, электромеханических, роботехнических и электрорадиоконструкторов.
Необходимо дополнить действующие программы по технологии изучением общих принципов построения технологических систем и систем управления, а также изучением принципов технологической и проектной деятельности человека. В старшей школе на базовом уровне следует завершить формирование технологической культуры обучающихся в процессе выполнения коллективных, комплексных (межпредметных, междисциплинарных) проектов, ориентированных на потребности рынка труда.
При разработке учебных программ по технологии необходимо учитывать структуру занятости населения региона и ее прогноз на 10-15 лет, желаемую материальную базу школ, вариативность технологического образования, инвариантные цели и результаты обучения, эстетическое развитие обучающихся и дизайн-проектирование, взаимодействие природы и техносферы, проблемы сохранения окружающей среды и здоровья человека.
Необходимо разработать технологические курсы по выбору для предпрофильной подготовки, а также программы технологии и программы элективных курсов профильной технологической школы.
Программа по технологии должна соответствовать Федеральному государсвенному образовательному стандарту, строиться по модульному принципу и широко использовать ИКТ при освоении материальных и энергетических технологий, художественной обработке материалов и в проектной деятельности, использовать электромеханические и электрорадиотехнические и робототехнические, конструкторы при изучении машиноведения, электронных технологий, робототехники и в техническом творчестве. В то же время допускается вариативность построения программ, в частности, возможность изучение обработки ткани и пищевых продуктов мальчиками в пределах одной четверти и художественной обработки конструкционных материалов девочками в это время.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектируемое содержание технологического образования должно обеспечивать:
а) Активизацию познавательной деятельности обучающихся, развитие их познавательного интереса, что достигается путем:
-демонстрации возможностей современных технологий в производстве разнообразных товаров и услуг;
-включения в содержание проблемного материала, стимулирующего творческую деятельность обучающихся, в том числе заданий исследовательского и проектного характера, требующих организации индивидуальной и групповой работы школьников;
-усиления внимания к знаниям, ценностно-значимым для каждого школьника; включение школьников в деятельность по реализации личностно и общественно значимых проектов.
б) Знакомство обучающихся с реальными технологическими процессами в ходе экскурсионной и учебно-познавательной деятельности.
в) Интеграцию информационных, материальных и энергетических технологий.
г) Знакомство с наиболее распространенными методами преобразования материалов, энергии, информации. С этой целью в содержание должны быть включены:
-деятельность по формированию общетрудовых умений и навыков;
-деятельность по освоению методов прикладных исследований;
-деятельность по овладению основами проектной и творческой деятельности;
- самостоятельная проектная деятельность обучающихся.
д) Усиление гуманитарной направленности технологического образования. С этой целью:
--содержание должно включать научно исторические сведени о развитии материальной культуры общества;
-отражать социальные и экологические аспекты технологической деятельности человека;
-подчеркивать связь между достижениями естественных и социальных наук и развитием материальной культуры человечества.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ»
Содержание образования в предметной области «Технология» имеет четко выраженную практическую направленность и реализуется на основе практических форм и методов организации занятий, которые должны составлять не менее 70% всего учебного времени. Из этого времени на репродуктивную деятельность по освоению практических умений целесообразно выделять 75% времени, на практическую деятельность-25%. Основными методами обучения являются познавательно-трудовые упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, метод проектов. Важную роль в подготовке и развитии обучающихся играет творческая проектная деятельность.
Необходимый уровень технологической подготовки учащихся в предметной области «Технология» может быть обеспечен при выделении в Базисном учебном плане школы для этих занятий с 1-го по 11-й класс не менее 2 часов в неделю, а с учетом необходимости обучения школьников «Черчению и графике» на предметную область «Технология» в 8-м и 9-м классах отводится 3 часа в неделю. Для повышения эффективности технологической подготовки обучающихся в системе общего образования, расширения и углубления ее содержания необходимо использовать дополнительное время за счет регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана.
В соответствии с целями и задачами, решение которых призвана обеспечить предметная область «Технология», обучение школьников «Технологии» осуществляется в специализированных кабинетах, мастерских, лабораториях, создаваемых в школах или ресурсных центрах. Обучение технологиям сельскохозяйственного труда может осуществляться на базе учебных участков, школьных теплиц, ферм, лесничеств.
Учебно-материальная база в соответствии с программами обучения оснащается необходимым технологическим оборудованием, обеспечивается материалами и средствами обучения.
При наличии возможностей может быть использована учебная база профессионально-технических, средних специальных и высших учебных производственной базе. Это способствует обеспечению содержательной и организационной преемственности технологической подготовки и
профессионального образования.
Преподавание предметов, составляющих предметную область
«Технология»,осуществляет учитель, который имеет соответствующее педагогическое образование, обладает необходимыми знаниями и практическими умениями и навыками в сфере изучаемых учащимися технологий.
Факультеты технологии и предпринимательства (технолого-
экономические факультеты) педвузов и университетов, институты повышения квалификации и переподготовки работников образования и ресурсные центры являются центрами информационно-методической поддержки образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях.
На основе концепции содержания предметной области
«Технология» разрабатывается обязательный минимум содержания, а также
требования к уровню подготовки обучающихся. В процессе разработки этих документов, создаваемых на их основе примерных программ и учебно-
методического обеспечения в отдельные положения данной концепции будут
внесены уточнения или изменения.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011.- 48 с.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15).
3. Хотунцев Ю.Л., Насипов А.Ж.Системно-технологическое мышление, проектно-технологическое мышление и технологическая культура человека «Современное технологическое образование в школе и педагогическом вузе: Материалы XXI Международной научно-практической конференции, МПГУ, 2015, с.3-9.
4. Standarts for Technological Literacy. Content for the study of Technology. Third Edition International Technology Education Association Reston. Virginia, 2007.
5. Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников в РоссийскойФедерации и ряде зарубежных стран. МГТУ им. Н.Э. Баумана,2012.
6. Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся. Педагогика, 2006, № 4, с.10-15.
7.Ловягин С.А. Векторы развития технологического образования «Технологическое образование в условиях инновационного развития педагогики». Материалы Международной научно-практической конференции, МПГУ, 2014, с.17-25.
、
|