Предложения
по выполнению поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина о совершенствовании преподавания в общеобразовательных учредениях учебного предмета «Технология»
Для выполнения поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина целесообразно:
I. Провести анализ преподавания предмета «Технология» в регионах Российской Федерации и выяснить:
- В каких школах имеются мастерские, преподается «Технология» (материальные технологии: технологии обработки материалов, электротехника и черчение) и выполняются проекты по технологии.
- В каких школах технология преподается в старших классах.
- В каких школах «Материальные технологии» заменены информационными технологиями и другими предметами.
- Участвуют ли школы во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии.
- . Методически обеспечить преподавание «Технологии».
- При распределении учебных часов на изучение предметной области «Технология» обеспечить непрерывность технологической подготовки школьников с 1 по 11 класс в объеме не менее 2 часов в неделю с использованием часов регионального и школьного компонентов. На изучение графики (черчения), практически исчезнувшей из школы, должно быть выделено время в 8 и 9 классах; (в КНР на изучение труда и технологии выделено 3 часа в неделю с 3 по 9 класс и 144 часа – в 10-12 классах); ввести выпускной экзамен по технологии;
- Для предпрофильной подготовки выделить часы не из инвариантной части базисного учебного плана, а только из вариативного компонента, поскольку эта подготовка должна учитывать региональные особенности;
- Предусмотреть в новых программах всех уровней по технологии:
изучение общих принципов технологической деятельности, формирование технологической культуры учащихся, знакомство
с перспективными технологиями XXI века и использование принципов дизайна при проектировании изделий;
- Сохранить проектноориентированный характер и вариативность изучения предмета «Технология»;
- Обратить особое внимание на реализацию технологических профилей на старшей ступени общего образования;
- Создать нормативно-правовые условия, обеспечивающие более широкие возможности для социального партнерства образовательных учреждений с предприятиями экономической сферы в целях повышения эффективности технологического образования (включая обеспечения возможности для привлечения специалистов-производственников; для использования материальной базы предприятий партнеров в материальном оснащении школьных кабинетов технологии, мастерских и др.);
- Расширить рамки технологической подготовки за счет часов вариативной части учебного плана на всех уровнях обучения, уделяя внимание вопросам технического творчества, компьютерного моделирования, графики, дизайна, инженерного черчения и пр. в рамках факультативов или элективных курсов;
- Использовать возможности внеурочной работы по предмету, расширяя спектр кружковых, студийных, лабораторных форм работы, опираясь на возрастные особенности, в том числе в области робототехники на основе лего, радиоэлектроники, авиа, судо моделирования и пр.;
- Использовать в практике работы образовательного учреждения олимпиады, конкурсы, исследования, проекты технологической направленности, с учетом модульного подхода примерных программ, результаты в данном случае могут рассматриваться как показатели уровня технологической подготовки в школе;
- Для осуществления данной деятельности в образовательном учреждении администрации разработать пакет документов нормативно-правового и нормативно-содержательного характера, с учетом специфики образовательной деятельности (образовательной программы образовательного учреждения) и особенностей региона.
- . Материальное обеспечение преподавания «Технологии»:
- Сохранить имеющуюся и восстановить материальную базу для изучения «Технологии»;
- Увеличить финансирование школ для оснащения современным учебным оборудованием, в том числе 3D-принтерами, станками
и швейными машинами с ЧПУ, конструкторами по электротехнике, электронике, робототехнике и материалами для обеспечения технологического образования школьников;
- Принять меры по сохранению и расширению сети ресурсных центров – общеобразовательных учреждений, занимающихся технологической, предпрофильной и профильной подготовкой школьников, определить их юридический статус как общеобразовательных учебных заведений; опираться при этом на имеющийся в регионе опыт и задел (наличие сети ресурсных центров; сетевое взаимодействие общеобразовательных школ с этими учреждениями и учреждениями среднего профессионального образования, в том числе, обеспечивающее возможность реализации на базе старшей ступени школы начальной профессиональной подготовки в рамках профильного обучения);
- Разработать новое необходимое учебное и демонстрационное оборудование для преподавания «Технологии» и реализовать его на отечественных предприятиях;
- В условиях нормативно-подушевого финансирования в бюджете школы отдельной статьей предусмотреть выделение средств
на материальное обеспечение предметной области «Технология»;
- Рассмотреть возможность и нормативно оформить, в виде соответствующего распоряжения, разрешение использовать бытовую аппаратуру с рабочим напряжением 220 В в учебном процессе общеобразовательных школ на уроках технологии в 8-11 классах;
- Уточнить рекомендуемый перечень оборудования по технологии, оценив его с помощью ассоциаций учителей технологии Москвы, Ямало-Ненецкого округа, Бурятии, Липецкой области.
- . Кадровое обеспечение преподавания «Технологии».
Целесообразно выяснить:
1.В каких школах технологию преподают профессионально подготовленные учителя?
2. Оценена ли в регионе потребность в профессионально подготовленных учителях технологии?
3. Обеспечивает ли система высшего педагогического образования региона потребности школ в профессионально подготовленных учителях технологии? Имеют ли ВУЗы современное оборудование для преподавания технологии?
- Обратить внимание на необходимость непрерывного повышения квалификации преподавателей предмета «Технология», в частности в процессе участия в конференциях по технологическому образованию, освоению ими метапредметных требований нового стандарта образования, привлечения к обучению высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями и методами преподавания; рекомендовать осуществлять технологическую подготовку школьников не бакалаврам педагогического образования, а магистрам, как это делается в Финляндии, имеющей школьное образование одно из лучших в мире;
- Предусмотреть корректировку оплаты труда учителей технологии с учетом деления на подгруппы в основной школе для обеспечения права учащихся на выбор содержательных линий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в отношении предмета «Технология»;
- Подготовить и обеспечить рассылку в региорнальные органы управления образованием инструктивно-методического письма «Об аттестации учителей технологии с учетом специфики их профессиональной деятельности», тарификацию учителей технологии проводить по первому из-за сложности подготовки мастерских к занятиям и дополнительных требовний к обеспечению безопасности учащихся;
Подготовить с учетом обозначенных выше позиций инструктивно-методическое письмо «О совершенствовании изучения предметной области «Технология» и разослать его в региональные управления образованием субъектов Российской Федерации;
Средствам массовой информации и рекламы, в противовес пропаганде шоу-бизнеса, развернуть постоянный показ значимости и красоты производительного труда, современных индустриальных технологий, демонстрацию креативного содержания, национальных и иностранных исторических и современных достижений инженерного и квалифицированного рабочего труда в сфере материального производства, его содержательной, творческой и экономической привлекательности.
Профессор Ю.Л.Хотунцев,
Московский Педагогический Государственный Университет,
8(905)-790-32-34, khotuntsev@yandex.ru
|