РЕШЕНИЕ
XIX Международной
научно-практической конференции
«Технологическое образование для инновационно-технологического развития страны»
18-21 ноября
2013 года г.
Москва
На базе Московского педагогического
государственного университета, Московского государственного технического
университета имени Н.Э. Баумана и Московского института открытого
образования проведена XIX
Международная научно-практическая конференция «Технологическое образование для инновационно-технологического
развития страны».
В работе Конференции приняли участие
более 120 человек из 8 регионов России,
которые представляли общеобразовательные учреждения и учреждения среднего и
высшего профессионального образования*, учреждения повышения квалификации
работников образования, а также коллеги из Украины.
В материалах Конференции опубликованы
статьи специалистов в области технологического образования России, Украины, Беларуси, Японии. В рамках Конференции
были проведены пленарные и секционные заседания, организовано посещение ряда
общеобразовательных учреждений г. Москвы.
Участники Конференции отмечают:
Подготовка кадров для решения
научно-практических задач модернизации, инновационного и технологического
развития, стоящих перед Российской Федерацией, должна начинаться с изучения предметной
области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в средних и высших профессиональных учебных
заведениях. Предметная область «Технология» является основной практико-ориентированной
образовательной областью в школе, в которой интегрируются и реализуются знания,
полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также
формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые
всем современным профессиям созидательного труда.
Именно при освоении предметной области
«Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения для
анализа и творческого решения возникающих практических проблем, большинство из
которых связано с преобразованиями материалов, энергии и информации, в процессе
проектирования, конструирования и изготовления изделий. На уроках «Технологии»
школьники получают знания и умения в области технического или инженерного
творчества, представления о мире техники и техносфере, влиянии технологий на
общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и
общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих
возможностей.
В настоящее время передовые страны
мира, учитывая особую значимость инновационного и технологического развития, уделяют
особое внимание технологическому образованию.
Об этом, в частности, свидетельствует
Международная конференция стран Азиатско-Тихоокеанского региона по
технологическому образованию, проведённая в Нанкине (КНР) в октябре 2013 года.
Вместе с тем ситуация с изучением предметной
области «Технология» в общеобразовательных учебных заведениях Российской
Федерации во многих случаях не отвечает современным требованиям и продолжает
ухудшаться.
Федеральные государственные
образовательные стандарты начального и основного общего образования по новому
формулируют взгляд на предмет, требуют поиска новых подходов к реализации
учебных программ для предметной области «Технология» в основном звене средней
школы.
В федеральном государственном
образовательном стандарте для старшей школы «Технология», как предметная
область, отсутствует и является предметом по выбору.
Сокращение числа часов на изучение предметной
области «Технология», ликвидация непрерывности и преемственности
технологической подготовки, устаревшее оборудование учебных мастерских,
отсутствие финансирования для приобретения материалов и нового оборудования, недостаточное
информационное обеспечение, недостаточная
оплата труда преподавателей и, в силу этого, уход из школ учителей технологии,
в первую очередь мужчин, приводит к разрушению технологической подготовки
школьников и наносит серьезный ущерб технологическому и
социально-экономическому развитию
нашей страны.
Учитывая значение технологического
образования для решения задач
стратегического развития Российской Федерации, в том числе, обозначенных в Указе
Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. № 596 (п. 1 «а»),
и необходимость приведения его в соответствие с современными требованиями,
Конференция
обращается:
к Министерству образования и науки Российской
Федерации с предложениями:
-
считать
технологическое образование и предметную область
«Технология» приоритетными для решения стратегических задач, связанных с
формированием в стране высокотехнологичной экономики;
-
положительно решить
вопрос о разработке и реализации в России проекта интегрированной системы
технологического образования, включающей все его уровни: дошкольное, общее, начальное,
среднее и высшее профессиональное.
-
считать
необходимым разработку и внедрение региональных моделей технологического
образования, учитывающих специфику ситуации в каждом конкретном субъекте
федерации;
-
при распределении учебных часов на изучение предметной
области «Технология» обеспечить непрерывность технологической подготовки
школьников с 1 по 11 класс в объеме не менее 2 часов в неделю. На изучение
графики (черчения), практически исчезнувшей из школы, должно быть выделено
время в 8 и 9 классах; (в КНР на
изучение труда и технологии выделено 3 часа в неделю с 3 по 9 класс и 144 часа
– в 10-12 классах);
-
для
предпрофильной подготовки выделить часы не из инвариантной части базисного
учебного плана, а только из вариативного компонента, поскольку эта подготовка
должна учитывать региональные особенности;
-
обратить особое
внимание на реализацию технологических профилей на старшей ступени общего
образования; предусмотреть в программах всех уровней формирование технологической культуры
учащихся ;
-
обеспечить
переход к модели профильной технологической подготовки учащихся 8-11 классов ,
учитывающей потребности региона в кадрах
определенного профиля и уровня квалификации для работы в современных
высокотехнологичных отраслях и производствах;
-
разработать
и реализовать региональные и муниципальные модели и программы профессиональной
ориентации молодёжи с участием региональных органов образования, труда и
занятости, молодёжной политики, представителей бизнеса и некоммерческих
организаций;
-
увеличить
финансирование для разработки и оснащения школ современным учебным
оборудованием, в том числе станками с ЧПУ, и материалами для обеспечения
технологического образования школьников;
-
в
условиях нормативно-подушевого финансирования в бюджете школы отдельной статьёй
предусмотреть выделение средств на материальное обеспечение предметной области
«Технология»;
-
рассмотреть
возможность и нормативно оформить, в виде соответствующего распоряжения,
разрешение использовать бытовую аппаратуру с рабочим напряжением 220 В в
учебном процессе общеобразовательных школ на уроках технологии в 8-11 классах;
-
принять меры по
сохранению и расширению сети межшкольных учебных комбинатов (ресурсных центров)
– общеобразовательных учреждений, занимающихся технологической, предпрофильной
и профильной подготовкой школьников, определить их юридический статус как
общеобразовательных учебных заведений; опираться при
этом на имеющийся в регионе опыт и задел (наличие сети межшкольных учебных
комбинатов – ресурсных центров; сетевое взаимодействие общеобразовательных школ
с учреждениями среднего профессионального образования, в том числе,
обеспечивающее возможность реализацию на базе старшей ступени школы начальной
профессиональной подготовки в рамках профильного обучения);
-
создать
нормативно-правовые условия, обеспечивающие более
широкие возможности для социального партнёрства образовательных учреждений с предприятиями
экономической сферы в целях повышения эффективности технологического
образования (включая обеспечения возможности для привлечения
специалистов-производственников; для использования материальной базы
предприятий-партнёров в целях прохождения профессиональных проб, учебных и
учебно-производственных практик; для участия предприятий-партнёров в
материальном оснащении школьных кабинетов технологии, мастерских и др.);
-
предусмотреть
корректировку оплаты труда учителей технологии с учетом деления на подгруппы в
основной школе для обеспечения права учащихся на выбор содержательных линий в
соответствии с требованиями ФГОС общего образования в отношения предмета
«Технология»;
-
подготовить с
учетом обозначенных выше позиций и разослать инструктивно-методическое письмо
«О совершенствовании изучения предметной области «Технология» в региональные
управления образованием субъектов Российской Федерации;
-
обратить
внимание на необходимость непрерывного повышения квалификации преподавателей
предмета «Технология», в частности в процессе участия в конференциях по
технологическому образованию, освоению ими метапредметных требований нового
стандарта образования, привлечения к обучению высококвалифицированных
специалистов, владеющих современными технологиями и методами преподавания;
рекомендовать осуществлять технологическую подготовку школьников не бакалаврам
педагогического образования, а магистрам, как это делается в Финляндии, имеющей
школьное образование одно из лучших в мире;
-
подготовить
и обеспечить рассылку в региональные органы управления образованием
инструктивно-методического письма «Об аттестации учителей технологии с учётом
специфики их профессиональной деятельности»; тарификацию учителей технологии
проводить по первому уровню из-за сложности подготовки мастерских к занятиям и
дополнительных требований к обеспечению безопасности учащихся;
к сообществу педагогов, методистов и
ученых, задействованных в системе образования Российской Федерации и
работодателей:
-
приступить
к созданию Российской Ассоциации
технологического образования.
|