ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.А. Ловягин
Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
г. Москва
В рамках данной статьи рассматриваются только вопросы школьного технологического образования и связанные с ними вопросы педагогического образования.
В настоящий момент мы имеем дело с кризисом технологического образования в средней школе: сократилось число часов учебного плана (5-7 классы, всего 170 часов), материальные технологии в значительной степени потеснены информационными, резко сократилось число оборудованных мастерских, содержание образовательной области устарело и перестало удовлетворять современным образовательным запросам. Технологическое развитие современного общества ушло далеко вперед и на сегодня единственное, что в массовой школе хоть немного этому соответствует – это информационные технологии. Даже робототехника до сих пор еще не стала неотъемлемой компонентой содержания обучения в каждой школе. Смена названия предмета не привела к необходимой смене содержания.
При этом именно технологии определяют на сегодня нашу жизнь и экономическое развитие стран. Поэтому в развитых странах технологическое образование имеет совершенно иное значение и иное, современное содержание. Современная экономика диктует необходимость кардинального изменения содержания технологического образования и отказа от сложившихся стереотипов в этой области, связанных с традициями трудового обучения:
- нас окружает интеллектуальная технологическая среда;
- в производственной сфере происходит замена ручных навыков умениями в области ИКТ;
- стремительное развитие технологий вынуждает к быстрой смене содержания технологического образования;
- важнейшими качествами профессионала становятся наряду со знаниями и опытом универсальные компетенции;
- высокие темпы изменений требуют постоянного обучения (lifelong learning).
В настоящий момент в содержании технологического образования в мире можно выделить целый ряд важных трендов.
Технологическая грамотность, провозглашенная в 2000 году ЮНЕСКО в качестве универсальной компетенции современного человека (UNESCO STL 2000+), воплотилась в США в разработку Международного стандарта технологической грамотности. Стандарт определяет технологическую грамотность как «способность применять, управлять, оценивать и понимать технологию». Важной составляющей стандарта являются наряду с изучением теории примеры решения проектных задач. Этот документ выделяет 20 стандартов, сгруппированных в 5 блоков 1.
- Сущность технологии:
- Характеристики и область технологии.
- Ключевые понятия технологии.
- Связь технологий друг с другом, а также другими областями.
- Технология и общество:
- Культурные, социальные, экономические и политические аспекты технологии.
- Влияние технологии на окружающую среду.
- Роль общества в развитии и использовании технологии.
- Роль технологии в истории.
- Проектирование (Design):
- Характерные признаки проектирования.
- Техническое проектирование.
- Роль поиска и устранения неисправностей, исследования и разработки, изобретения и инновации, и экспериментов в решении проблем.
- Развитие способностей для технологического мира:
- Умение проектировать.
- Умение использовать и обслуживать технологические продукты и системы.
- Умение оценивать влияние технологических продуктов и систем.
- Мир технологий:
- Медицинские технологии.
- Сельскохозяйственные и биотехнологии.
- Технологии выработки и использования энергии.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Технологии транспорта.
- Производственные технологии.
- Технологии в строительстве.
Идет интенсивный процесс интеграции технологии с естественными науками, математикой и информатикой; существует безусловный приоритет комплекса образовательных областей (STEM – Science-Technology-Engineering-Math); один из наиболее практикуемых вариантов – формулировка проектных заданий в различных предметных областях и их реализация с использованием современных технологий.
Содержание образовательных программ все больше ориентируется на ключевые компетенции, не связанные непосредственно с содержанием предмета, но определяющие эффективность работы профессионала в любой сфере деятельности. Ниже приведен обобщенный список 10 компетенций, созданный в 2012 г. большой командой международных разработчиков в рамках проекта ATC21S (The Assessment and Teaching of 21st Century Skills – «Оценка и формирование компетенций 21 века») 3:
- Способы мышления.
- Креативность.
- Критическое мышление.
- Умение решать проблемы.
- Способность принимать решения.
- Умение учиться на протяжении всей жизни.
- Способы работы.
- Коммуникация.
- Сотрудничество.
- Инструменты деятельности.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Информационная грамотность.
- Навыки для жизни в современном мире.
- Гражданская позиция.
- Способность организовать свою личную и профессиональную жизнь.
- Личная и социальная ответственность.
Внимание исследователей и разработчиков постепенно охватывает все более ранний возраст; концепция непрерывного технологического образования расширяется, стартуя в некоторых странах с дошкольного возраста 2. Аргументы в пользу раннего начала технологического образования вполне очевидны:
- Формирование и поддержание мотивации к занятиям наукой и проектированием требует планомерной работы и специальной образовательной среды.
- Сохранение, использование и развитие умения решать проблемы, творческих способностей и изобретательности, которыми нередко обладают дети младшего возраста.
- Фундамент понимания – индивидуальный опыт взаимодействия с объектами реального мира, приобретение которого сегодня требует целенаправленной работы, поскольку дети живут в искусственной среде.
В настоящий момент в России накоплен достаточный опыт введения современного технологического образования в школе. В первую очередь следует отметить курс технологии в московских школах 1299 и 179, реализованный в рамках международного проекта ОРТ "Технология для всех" 5,6. Существенной чертой этого курса является интеграция в образовательном процессе технологии и информационных технологий. Важнейшей частью курса является систематическое освоение учащимися навыков проектирования как универсального технологического подхода.
Поскольку главная проблема технологического образования – это обеспечение современных оборудованием, существуют различные варианты ее решения. Основной – сетевое взаимодействие и совместное использование ресурсов. Опыт подобного взаимодействия накоплен за последние 4 года инновационным детским научно-технологическим центром «Полигон Про» 4, созданным с целью обеспечить материально-техническими и кадровыми ресурсами учебно-исследовательскую и проектную деятельность 70 школ Центрального округа Москвы. В результате создания «Полигона Про» школы получили для реализации своих проектов и других образовательных задач 15 мастерских и лабораторий, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием. Проектирование и учебно-методическое обеспечение Центра происходило в тесном взаимодействии с ведущими профильными вузами-партнерами. В составе Центра работают следующие мастерские (в скобках указаны партнеры): конструирования (МВТУ им. Н.Э. Баумана); робототехники и автоматики (МЭИ-Фесто); энергосбережения (МЭИ); «Строймастер» (МПГУ); медиа-студия (ГИТР); 3D–конструирования; дизайна (МАРХИ); компьютерной техники (МИРЭА, CISCO), а также лаборатории: химии; физики (физфак МГУ им. М.В. Ломоносова); экологии (РХТУ им. Д.И. Менделеева); медицины (Первый МГМУ имени И.М. Сеченова); предпринимательства (МИРБИС); профориентационного тестирования и консультаций («Гуманитарные технологии»).
Последние три года также интенсивно накапливается опыт формирования основ технологической культуры с первого класса в инновационном курсе «Окружающий мир» (экспериментальная площадка ФИРО «Школа открытий»: московские школы: 2030, 627, 26, 853, 1466, ЦО «Технологии обучения» и ряд других). Эта работа основана на следующих принципах:
- последовательная реализация деятельностного подхода: знания о природе, технологиях и обществе приобретаются в процессе реальных исследований и проектов;
- проектирование и создание детьми разнообразных приборов и устройств для самостоятельных исследований;
- интеграция изучения науки, технологии, математики и языка;
- систематическая работа над формированием универсальных компетенций, научной и технологической грамотности.
Опираясь на мировой и отечественный опыт проектирования технологического образования, можно наметить несколько векторов развития этого направления в нашей стране.
- Усиление практической ориентации образовательного процесса:
- увеличение доли практики (в школе, вузе и на производстве);
- изменение соотношения лекционной и практической форм работы (через дистанционную поддержку курсов, усиление самостоятельной работы, целенаправленное обучение умению учиться);
- для каждого курса разрабатывается качественное методическое обеспечение, основанное на широком ассортименте проектных задач (аналогичных исследовательским задачам в науке, прикладным задачам в математике);
- интеграция современных педагогических методов и форм обучения в процесс обучения студентов.
- Последовательная, не декларативная реализация компетентностного подхода (требование ФГОС и профессионального стандарта педагога) – интеграция форм и методов обучения, работающих на формирование ключевых компетенций в образовательный процесс – предметное содержание нужно осваивать в тех формах, которые формируют универсальные учебные действия и ключевые компетенции (и в школе, и в вузе):
- перестройка образовательного процесса – гибкое сочетание традиционных и инновационных подходов;
- повсеместное использование ИКТ-инструментов для решения учебных задач; компьютер становится универсальным средством решения любых задач (но не единственным);
- групповые формы обучения, сотрудничество студентов, работа в команде;
- практико-ориентированные задания (задачи реальной жизни) и проблемный подход;
- выделение пространства для учебного диалога, выступлений, создания собственных устных и письменных текстов, презентаций и т.д.
- Расширение использования проектного подхода:
- при условии, что он не отменяет фундаментальной подготовки, но является приоритетным направлением учебной деятельности школьников и студентов;
- знания, умения и навыки в сегодняшней жизни важны, но имеют подчиненное значение; они осваиваются эффективнее в контексте решения практической задачи;
- освоение средств деятельности происходит в контексте практического применения (есть задача, проект для решения которой привлекается и осваивается тот или иной инструмент, станок; в результате владение инструментом является побочным образовательным продуктом).
- В основу разработки учебного плана, программ, расписания кладется модульный принцип структурирования содержания. Это обеспечивает гибкость в планировании учебного процесса, вариативность и возможность реализации индивидуальных учебных планов.
- В содержании технологического образования важную роль играют курсы дизайна, эстетики, промышленного дизайна. Эстетическая сторона является обязательным требованием к проектам и к оформлению любой студенческой работы.
- Дистанционная поддержка всех курсов становится нормой образовательного процесса в школе и вузе:
- отдельной строкой их ведение включается в должностные инструкции преподавателей;
- дистанционные курсы являются необходимым условием обеспечения усвоения теоретического материала при реализации проектного подхода;
- они обеспечивают доступность учебных материалов в любой точке и любое время;
- позволяют фиксировать учебный процесс и его результаты;
- обеспечивают контроль;
- позволяют эффективно транслировать педагогический опыт.
- С целью эффективного использования ресурсов (материально-технических, кадровых, финансовых, человеческих: школьников, абитуриентов, студентов, педагогов, преподавателей, работодателей-администраторов…) вводится сетевая форма реализации образовательных программ:
- школа: современное материально-техническое обеспечение, дети – будущие абитуриенты, работодатель;
- вуз: опыт и интеллектуальный потенциал для методических разработок, студенты – будущие учителя;
- дополнительное образование: пространство для инноваций, практические занятия;
- предприятия: производственная практика, профориентация.
- Неотъемлемым элементам проектных работ становится экономическая составляющая (например: маркетинг, расчет себестоимости и цены продукта).
- В содержание технологического образования вводятся модули, нацеленные на овладение современными технологиями и оборудованием: станки с ЧПУ, компьютерная графика, 3D-принтер и 3D-прототипирование, цифровые измерители, программирование, информационно-коммуникационные технологии и связь, робототехника, прикладная механика, электротехника и электроника, эффективное использование ресурсов, умный дом (интеллектуальное жилище).
Подводя итоги, можно кратко сформулировать стратегию развития на ближайшую перспективу: необходимо уже сейчас внести изменения в образовательную программу подготовки учителей технологии, одновременно заключить договора с несколькими партнерскими школами и центрами, имеющими необходимое оборудование, чтобы новое содержание технологии реализовывать в школах и там же проводить практику студентов, начиная с первого курса. И если на сегодняшний день образовательный стандарт не позволяет реализовать что-то новое и необходимое, нужно менять стандарт, а не приспосабливать под него необходимые инновации.
Список литературы
- Standards for Technological Literacy: Content for the Study of Technology. – Reston: ITEA, 2007.
- Wassilios E. Fthenakis (Hrsg.) Natur-Wissen schaffen – Band 4: Fruhe technische Bildung. – Troisdorf (Germany): Bildungsverlag EINS, 2009.
- Уваров А.Ю. Об описании компетенций XXI века // Образовательная политика, No.1 (63) 2014. Стр. 29 - 46.
- Печатникова Л. «Полигон» для юных Эйнштейнов и Кулибиных // Первое сентября, №11, 2011. С.12.
- Якушкин П.А. Международный проект ОРТ "Технология для всех". Основные принципы разработки интегрированного предмета "Технология-Информатика" для школ ОРТ в России» // Технология – 1999. Материалы V Международной конференции. Октябрь 1999 г., М, МИПКРО.
- Якушкин П.А. "Формирование курса технологии в среднем звене (5-9 классы)" Московской технологической школы ОРТ // Технология - 2000. Сборник трудов VI Международной конференции 16 - 18 мая 2000 г., г. Самара. - С.153-155.
|