УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА
В 5-7 КЛАССАХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Хотунцев Ю.Л. профессор МП ГУ, д.ф-м.н. г. Москва, khotuntsev@mail.ru
Нагибин Н.И. учитель технологии МОУ СОШ №6, к.п.н. г. Салехард. nnagibin@rambler.ru
Перемены,
происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования
образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих
государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим
приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых
образовательных стандартов. Системно- деятельностный подход позволяет выделить
основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и
универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие
личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование
универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой
образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися
универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного
успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию
усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что
универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую
ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к
обучению. [2]
В широком
значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта
к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
В более узком
(собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия»
можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его
культурную идентичность, социальную компетентность толерантность, способность
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
Функции универсальных
учебных действий включают:
-
обеспечение возможностей учащегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности;
-
создание условий для развития личности и ее
самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности
«научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой
социальной и профессиональной мобильности; -
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и
навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной
области познания. Образовательная область
«Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию
формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в
отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии
учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют
экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и
определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия,
актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам БУЛ. Эти
учебные действия заложены, структурированы и хорошо прописаны в концепции ныне действующих программ ОО «Технология» и проверены многолетней практикой. [1] Во время
выполнения практических и проектных работ в основной практикоориентированной
образовательной области в школе - «Технология», учащиеся осваивают
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные,
коммуникативные): -
планирование и организация
познавательно-трудовой деятельности, как при создании материальных объектов
труда, так и при выполнении интеллектуальной работы; -
выбор способа решения учебной или трудовой
задачи и необходимых для выполнения работы инструментов и оборудования; -
организация рабочего места и обеспечение
необходимых условий работы (освещение, уровень шума и т.д.) -
обеспечение безопасных условий работы; -
соблюдение технологической и трудовой
дисциплины; -
контроль качества выполненной работы; -
создание и использование необходимых для
выполнения работы графических изображений; -
использование принципов эргономики, технической
эстетики, дизайна и художественной обработки материалов при создании изделий
для повышения конкурентоспособности; -
нахождение, обработка и использование информации
из различных источников необходимой для выполнения работы; -
бережное отношение к используемым материалам и
затрачиваемой энергии при создании изделий, поиску путей использования отходов
бережного отношения к природе; -
бережное отношение к здоровью производителя
(работника) и потребителя готовой продукции; -
доброжелательное отношение и уважение к людям,
как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте, умение вести
конструктивный диалог, умение достигать взаимопонимания, сотрудничать для
достижения общих результатов; -
выявление потребностей рынка товаров и услуг,
организация деятельности коллектива, по созданию требующейся на рынке
продукции, осуществление рекламы созданных изделий; -
использование технологий ведения дома и
здорового образа жизни; -
продуманного этического поведения на рынке
товаров и услуг, включая социальные функции потребителя; -
выбор новых, инновационных, оптимальных путей
достижения цели при планировании, организации и выполнении проектных работ, их
оценки и продвижения на рынке товаров и услуг. Овладение этими универсальными
учебными действиями характеризует уровень технологической культуры школьника. Концепция
универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в
действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его
правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на
практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным
действиям. Таким образом, формирование
технологической компетентности с учётом универсальных учебных действий
основывается на положениях системно- деятельностного подхода, интегрирующего
достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и
ЗУНовской парадигм образования.
Литература:
Арефьев И.П. Возможно ли формирование универсальных
учебных действий без технологической подготовки учащихся? Научно- методический
журнал «Школа и производство» № 1/2010.
Под ред. Асмолова А. Г. Формирование универсальных
учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие
для учителя;. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
|