Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599
"О мерах по реализации государственной политики в области образования и
науки"
Дата первой официальной публикации: 9 мая 2012 г.
Опубликовано: в "РГ" - Столичный выпуск №5775 9 мая 2012 г.
Вступает в силу 9 мая 2012 г.
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области
образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом
требований инновационной экономики постановляю:
1. Правительству Российской Федерации:
а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:
внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации проекта федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации";
разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического
образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии
математического образования на различных уровнях образования;
проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных
образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы,
реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений,
предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся
на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;
разработку и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение
эффективности единого государственного экзамена;
повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного
минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной
форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по
программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки
успеваемости "хорошо" и "отлично";
разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку
одаренных детей и молодежи;
утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных
стандартов среднего (полного) общего образования;
осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию
образовательных программ высшего профессионального образования, а также
повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих
подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным
направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчет нормативов
осуществляется с учетом особенностей реализации образовательных программ;
разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию
ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности
среди ведущих мировых научно-образовательных центров;
б) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области науки:
увеличение объемов финансирования государственных научных фондов, а также
исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими
университетами;
утверждение в декабре 2012 г. программы фундаментальных научных исследований в
Российской Федерации на долгосрочный период;
в) обеспечить достижение следующих показателей в области образования:
достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для
детей в возрасте от трех до семи лет;
вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню
ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;
увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет,
прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей
численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37
процентов;
увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по
дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого
возраста до 70-75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны
обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего
профессионального образования и образовательных учреждений высшего
профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов;
г) обеспечить достижение следующих показателей в области науки:
увеличение к 2018 году общего объема финансирования государственных научных
фондов до 25 млрд рублей;
увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77
процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных
учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4
процента;
увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем
количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных
"Сеть науки" (WEB of Science), до 2,44 процента.
2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации:
а) принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на
зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные
учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного
образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;
б) подготовить до конца ноября 2012 г. предложения о передаче субъектам
Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования
детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных
полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
в) обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке
педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных
семей.
3. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и общероссийскими объединениями
работодателей проработать до конца мая 2013 г. вопрос о формировании
многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на
базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования
существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в
такие центры.
4. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями
работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской
академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г.
предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации
образовательных программ высшего профессионального образования, в первую
очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики,
юриспруденции, управления и социологии.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В. Путин
|