Понедельник, 23.10.2017, 18:28
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Друзья сайта

Наш баннер

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Январь » 15 » РЕШЕНИЕ XX Международной научно-практической конференции
18:59
РЕШЕНИЕ XX Международной научно-практической конференции

РЕШЕНИЕ

XX Международной научно-практической конференции

 «Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны»

24-27 ноября 2014 года на базе Московского педагогического государственного университета, Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана и Московского института открытого образования была проведена XX Международная научно-практическая конференция «Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны».

В работе Конференции приняли участие более 70 человек
из __12____ регионов России, которые представляли общеобразовательные учреждения и учреждения среднего и высшего профессионального образования, учреждения повышения квалификации работников образования,а также коллеги из Республики Беларусь.

В материалах Конференции опубликованы статьи специалистов
в области технологического образования России, Беларуси, Грузии, Израиля. В рамках Конференции были проведены пленарные и секционные заседания, организовано посещение ряда общеобразовательных учреждений г. Москвы.

Участники конференции отмечают:
Подготовка кадров для решения научно-практических задач модернизации, инновационного и технологического развития, стоящих перед Российской Федерацией, должна начинаться с изучения предметной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться
в  учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования. Предметная область «Технология» является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой интегрируются и реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые работникам всех современных профессий созидательного труда. Об этом свидетельствует и мировой опыт, в частности американский проект STEM-интеграция науки, технологии, инженерного дела и математики в общеобразовательной школе.

Именно при освоении предметной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения для анализа и творческого решения возникающих практических проблем, большинство из которых связано с преобразованиями материалов, энергии и информации, в процессе проектирования, конструирования и изготовления изделий. На уроках предмета «Технология» школьники получают знания и умения в области технического или инженерного творчества, представления о мире техники и техносфере, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей.

В настоящее время передовые страны мира, учитывая особую значимость инновационного и технологического развития, уделяют особое внимание технологическому образованию.

Об этом, в частности, свидетельствуют Международные конференции стран Азиатско-Тихоокеанского региона по технологическому образованию, в Нанкине (КНР) в 2013 году и Гонконге в 2015 году.

Вместе с тем, ситуация с изучением предметной области «Технология» в общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации во многих случаях не отвечает современным требованиям и продолжает ухудшаться.

 

Сокращение числа часов на изучение предметной области «Технология», ликвидация непрерывности и преемственности технологической подготовки, устаревшее оборудование учебных мастерских, отсутствие финансирования для приобретения материалов и нового оборудования, недостаточное информационное обеспечение, недостаточная оплата труда преподавателей и, в силу этого, уход из школ учителей технологии, в первую очередь мужчин, приводит к разрушению технологической подготовки школьников и наносит серьезный ущерб технологическому и социально-экономическому развитию нашей страны.     

Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования по новому формулируют взгляд на предмет, требуют поиска новых подходов к реализации учебных программ для предметной области «Технология» в основном звене средней школы.

В федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы «Технология», как предметная область, отсутствует и является предметом по выбору.

Учитывая значение технологического образования  для решения задач стратегического развития Российской Федерации, в том числе, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации
«О долгосрочной государственной экономической политике» от  7 мая 2012 г. № 596 (п. 1 «а»)[1], и необходимость приведения его в соответствие с современными требованиями,

Конференция обращается с предложениями:

к Министерству образования и науки Российской Федерации:

  • считать технологическое образование и предметную область «Технология» приоритетными для решения стратегических задач, связанных с формированием в стране высокотехнологичного производства;
  • положительно решить вопрос о разработке и реализации в России проекта интегрированной системы технологического образования, включающей все его уровни: дошкольное, общее,  среднее профессиональное, высшее; 
  • при  распределении учебных часов на изучение предметной области «Технология» обеспечить непрерывность технологической подготовки школьников с 1 по 11 класс в объеме не менее 2 часов в неделю.
    На изучение графики (черчения), практически исчезнувшей из школы, должно быть выделено время в 8 и 9  классах; (в КНР на изучение труда и технологии выделено 3 часа в неделю с 3 по 9 класс и 144 часа – в 10-12 классах); ввести выпускной экзамен и ЕГЭ по технологии;
  • предусмотреть в новых программах всех уровней по технологии:

изучение общих принципов технологической деятельности, формирование технологической культуры учащихся, знакомство
с перспективными технологиями XXI века и использование принципов дизайна при проектировании изделий; разработать соответствующие учебно-методические материалы;

  • сохранить проектноориентированный характер предмета «Технология» и имеющуюся материальную базу;
  • обратить особое внимание на реализацию технологических профилей на старшей ступени общего образования;
  • обеспечить переход к модели профильной технологической подготовки учащихся 8-11 классов, учитывающей  потребности региона в кадрах определенного профиля и уровня квалификации для работы
    в современных высокотехнологичных отраслях и производствах;
  • увеличить финансирование школ для оснащения современным учебным оборудованием, в том числе  3D-принтерами, станками
    с ЧПУ, и материалами для обеспечения технологического образования школьников;
  • в условиях нормативно-подушевого финансирования  в бюджете школы отдельной статьей предусмотреть выделение средств
    на материальное обеспечение предметной области «Технология»;
  • рассмотреть возможность и нормативно оформить, в виде соответствующего распоряжения, разрешение использовать бытовую аппаратуру с рабочим напряжением 220 В в учебном процессе общеобразовательных школ на уроках технологии в 8-11 классах;
  • принять меры по сохранению и расширению сети ресурсных центров – общеобразовательных учреждений, занимающихся технологической, предпрофильной и профильной подготовкой школьников, определить их юридический статус как общеобразовательных учебных заведений; опираться при этом на имеющийся в регионе опыт и задел (наличие сети – ресурсных центров; сетевое взаимодействие общеобразовательных школ с этими учреждениями и учреждениями среднего профессионального образования, в том числе, обеспечивающее возможность реализации на базе старшей ступени школы начальной профессиональной подготовки в рамках профильного обучения);
  • предусмотреть корректировку оплаты труда учителей технологии
    с учетом деления на подгруппы в основной школе для обеспечения права учащихся на выбор содержательных линий в соответствии
    с требованиями ФГОС общего образования в отношения предмета «Технология»;
  •  подготовить с учетом обозначенных выше позиций инструктивно-методическое письмо «О совершенствовании изучения предметной области «Технология» и разослать его в региональные управления образованием субъектов Российской Федерации;
  • обратить внимание на необходимость непрерывного повышения квалификации преподавателей предмета «Технология», в частности
    в процессе участия в конференциях по технологическому образованию, освоению ими метапредметных требований нового стандарта образования, привлечения к обучению высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями и методами преподавания; рекомендовать осуществлять технологическую подготовку школьников не бакалаврам педагогического образования, а магистрам, как это делается в Финляндии, имеющей школьное образование одно из лучших в мире;

 

к сообществу педагогов, методистов и ученых, задействованных
в системе образования Российской Федерации и работодателей:

  • приступить к созданию Российской  Ассоциации технологического образования.

Ректорам технических и технологических университетов в учебных планах вузов предусмотреть возможность подготовки учителей технологии для общего образования и преподавателей для профессионального образования при их востребованности в регионах.

Средствам массовой информации и рекламы, в противовес пропаганды шоу-бизнеса, развернуть постоянный показ значимости и красоты производительного труда, современных индустриальных технологий, демонстрацию креативного содержания, национальных и иностранных исторических и современных достижений инженерного и квалифицированного рабочего труда в сфере материального производства, его содержательной, творческой и экономической привлекательности.

Российскому союзу промышленников и предпринимателей (А.Н.Шохин) обратить внимание на необходимость экономической, материально-технической и организационной поддержки технологического и естесственнонаучного образования молодежи на всех ступенях общего и профессионального образования, для получения промышленными предприятиями квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров.   

Образовательным учреждениям (общеобразовательным школам):

  1. При реализации содержания образования (примерных программ) предметной области «Технология» в образовательных организациях (ОО), необходимо:

-  в рамках образовательной программы ОО, прописать целостную компоненту технологической составляющей на всех уровнях образования, от пропедевтики до профильной подготовки с учетом контингента обучающихся, запроса родителей, потребностей и  возможностей учащихся, условий рынка труда субъектов федерации;

- определив направления профильной подготовки, создать условия: учебная база – сопровождение и материально-техническое оснащение;

- определить  кадровый  состав, организующий и осуществляющий подготовку в данном направлении деятельности, с учетом их профессионализма  и компетентности, при условии их  непрерывного повышения квалификации;

- выделить аспекты непрерывности технологической подготовки учащихся, их показатели и критерии с учетом требований ФГОС,  особенностей профильной подготовки и специфики деятельности ОО;

- расширить рамки технологической подготовки за счет часов вариативной части БУП ОО на всех уровнях обучения, уделяя внимание вопросам технического творчества, (компьютерное моделирование, графика, дизайн, инженерное черчение и пр.) в рамках факультативов или элективных курсов;

- использовать возможности внеурочной работы по предмету, расширяя спектр кружковых, студийных, лабораторных форм работы, опираясь на возрастные особенности, например – робототехника на основе лего, радиоэлектроника, авиа, судо моделирование и пр.;

- организуя технологическую подготовку  на предпрофильном и профильном уровне, использовать  возможности сетевого и партнерского взаимодействия;

- ввести в практику работы ОО систему  мониторинга, начиная с , выработав показатели, критерии в рамках заданных стандартов и системы технологической подготовки;

- использовать в практике работы ОО олимпиады, конкурсы, исследования, проекты технологической направленности, с учетом модульного подхода примерных программ, в данном случае могут рассматриваться как показатели уровня технологической подготовки в школе;

- в рамках технологической подготовки выстроить программу по профессиональной ориентации школьников, используя возможности урочной и внеурочной форм работы;

- для осуществления данной деятельности в ОО  администрации разработать пакет документов нормативно-правового  и нормативно-содержательного характера, с учетом специфики образовательной деятельности (образовательной программы ОО) и особенностей региона.

 


[1] «Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей: а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году».

Просмотров: 213 | Добавил: Artur | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Block title
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Насипов А.Ж. КБГУ © 2017-2016