Понедельник, 15.10.2018, 19:39
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Друзья сайта

Наш баннер

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Январь » 20 » Для обсуждения
17:22
Для обсуждения

Возможности совершенствования содержания Всероссийской олимпиады школьников по технологии по номинации

«Техника и техническое творчество»

Хотунцев Ю.Л., МПГУ

Основными целями Всероссийской  олимпиады школьников по технологии являются:

выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности;

пропаганда научных знаний;

повышение уровня и престижности технологического образования школьников;

содержательное и методическое сближение материальных и информационных технологий в образовании;                                 

повышение роли метода проектов в обучении как основного средства раскрытия творческого потенциала детей;

выявление и поощрение наиболее способных и талантливых учащихся;

выявление и поощрение наиболее творческих учителей технологии;

привлечение школьников к выполнению конкретных и практически важных социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества.

Задачами Всероссийской олимпиады по технологии являются выявление  и оценка теоретических знаний талантливых учащихся по различным разделам содержания образовательной области «Технология», умений использовать эти знания, оценка практических умений учащихся и выполненных ими творческих проектов.

Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в двух номинациях «Техника и техническое творчество» и «Культура дома и декоративно-прикладное творчество». Эта  олимпиада на каждом этапе включает три тура:первый тур с целью проверки знаний учащихся и умений применять эти знания в процессе решения задач. Часть (примерно половина) тестов даются  в открытой форме с целью проверить не только знания, но и умение учащихся излагать свои мысли.
        На школьном этапе учащимся 5 классов целесообразно предложить 10 тестов, в 6 классе-15 тестов, в 7 классе-20 тестов, в 9,10,11 классах-30 тестов.

На муниципальном этапе в 7 и 8 классах целесообразно предложить 25 тестов, в 9, 10, 11 классах-35 тестов. С учетом развития технологий (лазерных технологий, нанотехнологий, робототехники, 3D принтеров, станков с ЧПУ, «умных» домов, альтернативной энергетики и т.п.). соответствующие вопросы целесообразно включить в тестовые задания. С учетом этого  примерное распределение 35 вопросов по технологии

(Номинация «Техника и техническое творчество»).

может быть представлено следующим образом:

1.Определение (содержание) технологии.                                                          

 Роль техники и технологий в развитии общества.

Техносфера.

Структура производства: потребности, ресурсы,                                      или

технологические системы, процессы,     контроль, сбыт.                        2     2

2. История техники и технологий.                                                              1     1

3. Машиноведение.                                                                                       3     2

4. Материаловедение древесины, металлов, пластмасс.                           3     2

5. Технология обработки древесины.                                                          2    1

6. Технологии обработки металлов.                                                            2    2

Лазерные технологии.

 Нанотехнологии.

7.Ремонтно-строительные работы (технология ведения дома).                1     1

8. Художественная обработка материалов.                                                 1     1

9. Дизайн.                                                                                                        1     1

10. Техническое творчество.                                                                         1     1

11. Электротехника и электроника. Способы получения,

 передачи и использования электроэнергии.

Альтернативная энергетика                                                                       4    2

12.  Информационные и коммуникационные технологии,

станки с ЧПУ, 3D-принтеры, «умные» дома, автоматика

робототехника.                                                                                               2     2

13. Черчение.                                                                                                  2     2

14. Семейная экономика.                                                                              2     1

15. Основы  предпринимательства.                                                               2      1

16. Профориентация.                                                                                     2     1  

17. Производство и окружающая среда.                                                      2    1

18. Проекты.                                                                                                    2    1

                                                                                                                    35  25  

        

При наличии 35 тестов общее число баллов за выполнение теоретического задания-тестирования и описания процесса изготовления заданного изделия не должна превышать 35. Каждый правильный ответ на вопрос теста оценивается 1 баллом, неправильный или неполный ответ - нуль баллов.

В дальнейшем, начиная с заключительного этапа Всероссийской олимпиады по технологии 2015 года, целесообразно предложить 25 тестов, а 10 тестов целесообразно заменить на следующее творческое задание, , которое может звучать так:спроектировать   в общем виде процесс изготовления изделия, заданного в словесной форме.Размеры могут быть указаны, или их надо выбрать. Обосновать порядок изготовления, выбор материала,формы и размеров заготовки,  технологии изготовления,необходимое  оборудование, возможности украшения изделия, если это целесообразно, выполнить эскиз от руки с простановкой размеров.  Оценка выполнения творческого задания.

  1. Предлагаемый порядок изготовления - 2 балла;
  2. Эскиз от руки с указанием размеров -2 балла;
  3. Обоснование выбора материала, формы и размеров заготовки-1балл;
  4. Обоснование выбора технологий изготовления-2 балла;
  5. Обоснование выбора необходиого оборудования и инструментов -2 балла;
  6. Возможное украшение изделия (резьба, роспись и т.п.)-1 балл.
  7. Возможные однодетальные изделия для номинации «Техника и техническое творчество»: разделочная доска, шахматная пешка или ладья;указка,толкушка.
  8. Время выполнения задания-1 час

За творческое задание учащийся может получить 10 баллов, а всего  за тесты и творческое задание-35 баллов.

Эта задача достаточно сложная и способна показать технологическое развитие учащегося.

Далее учащиеся во втором туре должны выполнить практическое задание с доконструированием выбранного изделия  в номинации «Техника и техническое творчество» по выбору: ручная или машинная деревообработка, ручная или машинная металлообработка, электротехника. Возможно введение практической работы по робототехнике. Пооперационная оценка практической работы не превышает 40 баллов.

Третий тур каждого этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии связан с презентацией творческого проекта, выполненного учащимся.

Критерии оценки творческих проектов

Всероссийской олимпиады школьников по технологии

(Номинация-«Техника и техническое творчество»)

 

 

Оценка пояснительной записки проекта (до 10 баллов)

 

1.Общее оформление

2. Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы

  проекта

3. Сбор информации по теме проекта.

4. Анализа прототипов

5. Анализ возможных идей. Выбор оптимальной идеи

6. Выбор технологии изготовления изделия

7. Межпредметные связи. Информация из других предметных областей для реализации проекта

8. Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

9. Разработка конструкторской  документации, качество графики.

10. Описание изготовления изделия.

11. Описание окончательного варианта изделия

12. Эстетическая оценка выбранного варианта

13. Экономическая и экологическая оценка готового изделия 

14. Реклама изделия

 
 
 
 
 
 
 
 

Оценка изделия (до 25 баллов)

 

1.Оригинальность конструкции

2. Качество изделия

3.Соответствие изделия проекту

4. Практическая  значимость

 

Оценка защиты проекта (до 15 баллов)

 

1.Формулировка проблемы и темы проекта

2.Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи.

3. Описание технологии изготовления изделия

4. Межпредметные связи

5. Четкость и ясность изложения

6. Глубина знаний и эрудиция

7. Время изложения

8. Самооценка

9. Ответы на вопросы

 

Итого (до 50 баллов)

 

 

 

В целом учащиеся могут набрать 125 баллов. Длительность первого тура (тестирование с учетом описания процесса подготовки заданного изделия) составляет 1,5 -2 астрономических часа, второго тура- практической работы с доконструированием изделия-3 астрономических часа с двумя 10 минутными перерывами, в третьем туре на презентацию творческого проекта каждому учащемуся выделяется 10 минут.

   

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 283 | Добавил: Artur | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Block title
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Насипов А.Ж. КБГУ © 2018-2016