Пятница, 26.04.2024, 00:31
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Конференции [37]
Всероссийская олимпиада по технологии [11]
Разные файлы [1]
Учебники [1]
Публикации [15]
В помощь учителю технологии [25]
Аспирантам и соискателям [3]
Актуальные проблемы [4]
Педагогические технологии [0]
Информация о проекте [1]
Друзья сайта

Наш баннер

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Публикации

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
27.07.2015, 22:57

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.А. Ловягин

Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

г. Москва

 

В рамках данной статьи рассматриваются только вопросы школьного технологического образования и связанные с ними вопросы педагогического образования.

В настоящий момент мы имеем дело с кризисом технологического образования в средней школе: сократилось число часов учебного плана (5-7 классы, всего 170 часов), материальные технологии в значительной степени потеснены информационными, резко сократилось число оборудованных мастерских, содержание образовательной области устарело и перестало удовлетворять современным образовательным запросам. Технологическое развитие современного общества ушло далеко вперед и на сегодня единственное, что в массовой школе хоть немного этому соответствует – это информационные технологии. Даже робототехника до сих пор еще не стала неотъемлемой компонентой содержания обучения в каждой школе. Смена названия предмета не привела к необходимой смене содержания.

При этом именно технологии определяют на сегодня нашу жизнь и экономическое развитие стран. Поэтому в развитых странах технологическое образование имеет совершенно иное значение и иное, современное содержание. Современная экономика диктует необходимость кардинального изменения содержания технологического образования и отказа от сложившихся стереотипов в этой области, связанных с традициями трудового обучения:

  • нас окружает интеллектуальная технологическая среда;
  • в производственной сфере происходит замена  ручных навыков умениями в области ИКТ;
  • стремительное развитие технологий вынуждает к быстрой смене содержания технологического образования;
  • важнейшими качествами профессионала становятся наряду со знаниями и опытом универсальные компетенции;
  • высокие темпы изменений требуют постоянного обучения (lifelong learning).

В настоящий момент в содержании технологического образования в мире можно выделить целый ряд важных трендов.

Технологическая грамотность, провозглашенная в 2000 году ЮНЕСКО в качестве универсальной компетенции современного человека (UNESCO STL 2000+), воплотилась в США в разработку Международного стандарта технологической грамотности. Стандарт определяет технологическую грамотность как «способность применять, управлять, оценивать и понимать технологию». Важной составляющей стандарта являются наряду с изучением теории примеры решения проектных задач. Этот документ выделяет 20 стандартов, сгруппированных в 5 блоков 1.

  1. Сущность технологии:
    1. Характеристики и область технологии.
    2. Ключевые понятия технологии.
    3. Связь технологий друг с другом, а также другими областями.
  2. Технология и общество:
    1. Культурные, социальные, экономические и политические аспекты технологии.
    2. Влияние технологии на окружающую среду.
    3. Роль общества в развитии и использовании технологии.
    4. Роль технологии в истории.
  3. Проектирование (Design):
    1. Характерные признаки проектирования.
    2. Техническое проектирование.
    3. Роль поиска и устранения неисправностей, исследования и разработки, изобретения и инновации, и экспериментов в решении проблем.
  4. Развитие способностей для технологического мира:
    1. Умение проектировать.
    2. Умение использовать и обслуживать технологические продукты и системы.
    3. Умение оценивать влияние технологических продуктов и систем.
  5. Мир технологий:
    1. Медицинские технологии.
    2. Сельскохозяйственные и биотехнологии.
    3. Технологии выработки и использования энергии.
    4. Информационно-коммуникационные технологии.
    5. Технологии транспорта.
    6. Производственные технологии.
    7. Технологии в строительстве.

Идет интенсивный процесс интеграции технологии с естественными науками, математикой и информатикой; существует безусловный приоритет комплекса образовательных областей (STEM – Science-Technology-Engineering-Math); один из наиболее практикуемых вариантов – формулировка проектных заданий в различных предметных областях и их реализация с использованием современных технологий.

Содержание образовательных программ все больше ориентируется на ключевые компетенции, не связанные непосредственно с содержанием предмета, но определяющие эффективность работы профессионала в любой сфере деятельности. Ниже приведен обобщенный список 10 компетенций, созданный в 2012 г. большой командой международных разработчиков в рамках проекта ATC21S (The Assessment and Teaching of 21st Century Skills – «Оценка и формирование компетенций 21 века») 3:

  1. Способы мышления.
    1. Креативность.
    2. Критическое мышление.
    3. Умение решать проблемы.
    4. Способность принимать решения.
    5. Умение учиться на протяжении всей жизни.
  2. Способы работы.
    1. Коммуникация.
    2. Сотрудничество.
  3. Инструменты деятельности.
    1. Информационно-коммуникационные технологии.
    2. Информационная грамотность.
  4. Навыки для жизни в современном мире.
    1. Гражданская позиция.
    2. Способность организовать свою личную и профессиональную жизнь.
    3. Личная и социальная ответственность.

Внимание исследователей и разработчиков постепенно охватывает все более ранний возраст; концепция непрерывного технологического образования расширяется, стартуя в некоторых странах с дошкольного возраста 2. Аргументы в пользу раннего начала технологического образования вполне очевидны:

  • Формирование и поддержание мотивации к занятиям наукой и проектированием требует планомерной работы и специальной образовательной среды.
  • Сохранение, использование и развитие умения решать проблемы, творческих способностей и изобретательности, которыми нередко обладают дети младшего возраста.
  • Фундамент понимания – индивидуальный опыт взаимодействия с объектами реального мира, приобретение которого сегодня требует целенаправленной работы, поскольку дети живут в искусственной среде.

В настоящий момент в России накоплен достаточный опыт введения современного технологического образования в школе. В первую очередь следует отметить курс технологии в московских школах 1299 и 179, реализованный в рамках международного проекта ОРТ "Технология для всех" 5,6. Существенной чертой этого курса является интеграция в образовательном процессе технологии и информационных технологий. Важнейшей частью курса является систематическое освоение учащимися навыков проектирования как универсального технологического подхода.

Поскольку главная проблема технологического образования – это обеспечение современных оборудованием, существуют различные варианты ее решения. Основной – сетевое взаимодействие и совместное использование ресурсов. Опыт подобного взаимодействия накоплен за последние 4 года инновационным детским научно-технологическим центром «Полигон Про» 4, созданным с целью обеспечить материально-техническими и кадровыми ресурсами учебно-исследовательскую и проектную деятельность 70 школ Центрального округа Москвы. В результате создания «Полигона Про» школы получили для реализации своих проектов и других образовательных задач 15 мастерских и лабораторий, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием. Проектирование и учебно-методическое обеспечение Центра происходило в тесном взаимодействии с ведущими профильными вузами-партнерами. В составе Центра работают следующие мастерские (в скобках указаны партнеры): конструирования (МВТУ им. Н.Э. Баумана); робототехники и автоматики (МЭИ-Фесто); энергосбережения (МЭИ); «Строймастер» (МПГУ); медиа-студия (ГИТР); 3D–конструирования; дизайна (МАРХИ); компьютерной техники (МИРЭА, CISCO), а также лаборатории: химии; физики (физфак МГУ им. М.В. Ломоносова); экологии (РХТУ им. Д.И. Менделеева); медицины (Первый МГМУ имени И.М. Сеченова); предпринимательства (МИРБИС); профориентационного тестирования и консультаций («Гуманитарные технологии»).

Последние три года также интенсивно накапливается опыт формирования основ технологической культуры с первого класса в инновационном курсе «Окружающий мир» (экспериментальная площадка ФИРО «Школа открытий»: московские школы: 2030, 627, 26, 853, 1466, ЦО «Технологии обучения» и ряд других). Эта работа основана на следующих принципах:

  • последовательная реализация деятельностного подхода: знания о природе, технологиях и обществе приобретаются в процессе реальных исследований и проектов;
  • проектирование и создание детьми разнообразных приборов и устройств для самостоятельных исследований;
  • интеграция изучения науки, технологии, математики и языка;
  • систематическая работа над формированием универсальных компетенций, научной и технологической грамотности.

Опираясь на мировой и отечественный опыт проектирования технологического образования, можно наметить несколько векторов развития этого направления в нашей стране.

  1. Усиление практической ориентации образовательного процесса:
    • увеличение доли практики (в школе, вузе и на производстве);
    • изменение соотношения лекционной и практической форм работы (через дистанционную поддержку курсов, усиление самостоятельной работы, целенаправленное обучение умению учиться);
    • для каждого курса разрабатывается качественное методическое обеспечение, основанное на широком ассортименте проектных задач (аналогичных исследовательским задачам в науке, прикладным задачам в математике);
    • интеграция современных педагогических методов и форм обучения в процесс обучения студентов.
  2. Последовательная, не декларативная реализация компетентностного подхода  (требование ФГОС и профессионального стандарта педагога) – интеграция форм и методов обучения, работающих на формирование ключевых компетенций в образовательный процесс – предметное содержание нужно осваивать в тех формах, которые формируют универсальные учебные действия и ключевые компетенции (и в школе, и в вузе):
    • перестройка образовательного процесса – гибкое сочетание традиционных и инновационных подходов;
    • повсеместное использование ИКТ-инструментов для решения учебных задач; компьютер становится универсальным средством решения любых задач (но не единственным);
    • групповые формы обучения, сотрудничество студентов, работа в команде;
    • практико-ориентированные задания (задачи реальной жизни) и проблемный подход;
    • выделение пространства для учебного диалога, выступлений, создания собственных устных и письменных текстов, презентаций и т.д.
  3. Расширение использования проектного подхода:
    • при условии, что он не отменяет фундаментальной подготовки, но является приоритетным направлением учебной деятельности школьников и студентов;
    • знания, умения и навыки в сегодняшней жизни важны, но имеют подчиненное значение; они осваиваются эффективнее в контексте решения практической задачи;
    • освоение средств деятельности происходит в контексте практического применения (есть задача, проект для решения которой привлекается и осваивается тот или иной инструмент, станок; в результате владение инструментом является побочным образовательным продуктом).
  4. В основу разработки учебного плана, программ, расписания кладется модульный принцип структурирования содержания. Это обеспечивает гибкость в планировании учебного процесса, вариативность и возможность реализации индивидуальных учебных планов.
  5. В содержании технологического образования важную роль играют курсы дизайна, эстетики, промышленного дизайна. Эстетическая сторона является обязательным требованием к проектам и к оформлению любой студенческой работы.
  6. Дистанционная поддержка всех курсов становится нормой образовательного процесса в школе и вузе:
    • отдельной строкой их ведение включается в должностные инструкции преподавателей;
    • дистанционные курсы являются необходимым условием обеспечения усвоения теоретического материала при реализации проектного подхода;
    • они обеспечивают доступность учебных материалов в любой точке и любое время;
    • позволяют фиксировать учебный процесс и его результаты;
    • обеспечивают контроль;
    • позволяют эффективно транслировать педагогический опыт.
  7. С целью эффективного использования ресурсов (материально-технических, кадровых, финансовых, человеческих: школьников, абитуриентов, студентов, педагогов, преподавателей, работодателей-администраторов…) вводится сетевая форма реализации образовательных программ:
    • школа: современное материально-техническое обеспечение, дети – будущие абитуриенты, работодатель;
    • вуз: опыт и интеллектуальный потенциал для методических разработок, студенты – будущие учителя;
    • дополнительное образование: пространство для инноваций, практические занятия;
    • предприятия: производственная практика, профориентация.
  8. Неотъемлемым элементам проектных работ становится экономическая составляющая (например: маркетинг, расчет себестоимости и цены продукта).
  9. В содержание технологического образования вводятся модули, нацеленные на овладение современными технологиями и оборудованием: станки с ЧПУ, компьютерная графика, 3D-принтер и 3D-прототипирование, цифровые измерители, программирование, информационно-коммуникационные технологии и связь, робототехника, прикладная механика, электротехника и электроника, эффективное использование ресурсов, умный дом (интеллектуальное жилище).

Подводя итоги, можно кратко сформулировать стратегию развития на ближайшую перспективу: необходимо уже сейчас внести изменения в образовательную программу подготовки учителей технологии, одновременно заключить договора с несколькими партнерскими школами и центрами, имеющими необходимое оборудование, чтобы новое содержание технологии реализовывать в школах и там же проводить практику студентов, начиная с первого курса. И если на сегодняшний день образовательный стандарт не позволяет реализовать что-то новое и необходимое, нужно менять стандарт, а не приспосабливать под него необходимые инновации.

Список литературы

  1. Standards for Technological Literacy: Content for the Study of Technology. – Reston: ITEA, 2007.
  2. Wassilios E. Fthenakis (Hrsg.) Natur-Wissen schaffen – Band 4: Fruhe technische Bildung. – Troisdorf (Germany): Bildungsverlag EINS, 2009.
  3. Уваров А.Ю.  Об описании компетенций XXI века // Образовательная политика, No.1 (63) 2014. Стр. 29 - 46.
  4. Печатникова Л. «Полигон» для юных Эйнштейнов и Кулибиных // Первое сентября, №11, 2011. С.12.
  5. Якушкин П.А. Международный проект ОРТ "Технология для всех". Основные принципы разработки интегрированного предмета "Технология-Информатика" для школ ОРТ в России» // Технология – 1999. Материалы V Международной конференции. Октябрь 1999 г., М, МИПКРО.
  6. Якушкин П.А. "Формирование курса технологии в среднем звене (5-9 классы)" Московской технологической школы ОРТ // Технология - 2000. Сборник трудов VI Международной конференции 16 - 18 мая 2000 г., г. Самара. - С.153-155.
Категория: Публикации | Добавил: Artur
Просмотров: 417 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Насипов А.Ж. КБГУ © 2024-2016