Среда, 12.12.2018, 20:16
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Конференции [37]
Всероссийская олимпиада по технологии [11]
Разные файлы [1]
Учебники [1]
Публикации [15]
В помощь учителю технологии [25]
Аспирантам и соискателям [3]
Актуальные проблемы [4]
Педагогические технологии [0]
Информация о проекте [1]
Друзья сайта

Наш баннер

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Публикации

Статья Ю.Л. Хотунцева и Г.Н. Татко
03.03.2015, 13:52

 

 

  Содержание Всероссийской олимпиады школьников по технологии в период противоречий между новыми требованиями к образованию и условиями технологической подготовки школьников.

Ю.Л. Хотунцев, Г.Н. Татко

 

Мы живём в третьем тысячелетии, в период почти молниеносного развития производственных, информационно – коммуникативных и других передовых технологий. Сегодня, когда особенно важна дисциплина «Технология» как составляющая образовательного процесса для подрастающего поколения с переходом школы на новые федеральные  государственные стандарты, отношение к технологическому образованию не улучшилось. Анализ изучения такой дисциплины как технология в школе за последние 5 - 7 лет показывает, что в значительной части регионов России малокомплектные школы закрываются, классы объединяются, мастерские, которые являются основой материально-технической базы обучения также закрываются. Анализ учебных планов показывает, что в регионах России в соответствии со стандартом часы технологии с 5-7 определены в размере 2-х часов, в 8-м классе 1 часа в неделю. Всё это не позволяет изучать технологию как дисциплину, призванную ориентировать  выпускника школы на современное производство, тем более понимать технологические и экономические процессы, имеющие тесную взаимосвязь и иметь учащемуся мотив к получению профессии инженера или технолога. Современные школы укомплектованы компьютерами, интерактивными досками, проекторами в достаточном объёме, но никаких инвестиций в оборудование, так называемые основные фонды, служащие средством обучения и ознакомления детей с будущими профессиями, необходимыми сегодня стране, не происходит.  Известные экономические теории циклов характеризуют кризисы стран, как кризисы, которые возникают в результате  несоответствия  требований к уровню научных разработок в области технологий, связанных с современным производством, с необходимым уровнем оснащения предприятий основными фондами производства. Это та часть производства, которую необходимо обновлять каждые 15 – 20 лет. При отсутствии инвестиций падение производства неизбежно. Современная школа не обновляет оборудование (в объёме имеющихся мастерских) на протяжении 20 - 25 лет. «Технология» как дисциплина давно находится в глубоком кризисе. Несмотря на недостаточное внимание к технологии как к дисциплине и несовершенную материально-техническую базу, учителя технологии дают достаточно высокое качество обучения (это отмечалось в статье «Итоги XV Всероссийской олимпиады школьников по технологии» журнал «Школа и производство» ,№ 6, 2014 г).

         Несмотря на трудные условия труда учителя технологии, выраженные в недостаточно современном оборудовании в школьных мастерских большинства школ и крайне малом количестве часов в учебном плане, требования к работе с одарёнными детьми с каждым годом возрастают.      Министерство образования и науки пристально следит за талантливой молодёжью России и прилагает максимум усилий к организации и проведению Всероссийской олимпиады школьников по 21 предметам, одной из которых является олимпиада по технологии.

                  Основными целями олимпиады по технологии по-прежнему остаются:

- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности;

- пропаганда научных знаний;

- повышение уровня и престижности технологического образования школьников;

- содержательное и методическое сближение материальных и информационных технологий в образовании;                                 

-  повышение роли метода проектов в обучении как основного средства раскрытия творческого потенциала детей;

-  выявление и поощрение наиболее способных и талантливых учащихся;

 - выявление и поощрение наиболее творческих учителей технологии;

- привлечение школьников к выполнению конкретных и практически важных социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества.

Всероссийская олимпиада школьников по технологии традиционно проводится в двух номинациях «Техника и техническое творчество» и «Культура дома и декоративно-прикладное творчество». На каждом этапе включает три тура: первый тур с целью проверки знаний учащихся и умений применять эти знания в процессе решения задач. Знаниевая составляющая, основанная на прямом ответе на тест должна быть сведена до минимума. Сегодня, в период внедрения ФГОС в средней школе задания, по которым учитель работает с учеником, должны показать степень освоения ребёнком теоретических знаний и его способность применить свои знания для решения практических задач.

Часть (примерно половина) тестов предлагаются в открытой форме с целью не только проверки знания, но и умения учащихся излагать свои мысли.
         Вопросы, содержащие новые направления развития технологий  необходимо включать в задания, т.к. олимпиадные вопросы не могут не учитывать развитие лазерных технологий, нанотехнологий, робототехники, 3D принтеров, станков с ЧПУ, «умных» домов, альтернативной энергетики. При этом содержание олимпиады должно опираться на действующую программу.

Начиная с заключительного этапа Всероссийской олимпиады по технологии 2015 года, часть тестов целесообразно заменить на творческое задание, которое может звучать так: разработать  в общем виде процесс изготовления изделия (определить этапы создания изделия). Размеры могут быть указаны, или их надо выбрать. Обосновать порядок изготовления (предложить последовательность поузловой обработки изделия), выбор материала, формы и размеры заготовки (изделия),  технологии изготовления, необходимое  оборудование, возможности украшения изделия, если это целесообразно, выполнить эскиз от руки с простановкой размеров.  Оценка выполнения творческого задания для номинации «Техника и техническое творчество»

  1. Предлагаемый порядок изготовления - 2 балла;
  2. Эскиз от руки с указанием размеров – до 2-х баллов;
  3. Обоснование выбора материала, формы и размеров заготовки-1балл;
  4. Обоснование выбора технологий изготовления-2 балла;
  5. Обоснование выбора необходимого оборудования-2 балла;
  6. Возможное украшение изделия (резьба, роспись, и т.п.) -1 балл.

Всего  до 10 баллов.

Для номинации «Техника и техническое творчество» можно предложить однодетальные изделия: разделочная доска, шахматная пешка или ладья; указка, толкушка.

          Оценка выполнения творческого задания для номинаци «Культура дома и декоратно-прикладное творчество» :
1.Предлагаемая поузловая обработка деталей-3 балла;
2.Раскладка выкройки на ткани-2 балла;
3.Эскиз модели-3 балла;
4.Описание модели -2 балла;
5.Расчет расхода ткани -1 балла
С учётом возрастной группы и сложности задания учащийся может набрать  всего до11 баллов.

Для номинации «Культура дома и декоратно-прикладное творчество» можно предложить :  элементы украшения интерьера, аксессуары к женскому костюму, элементы детской одежды и другие.

Время на выполнение теоретического задания с учётом творческого задания – 1,5 часа (90 мин).

Творческое задание направлено на самостоятельную художественно – конструкторскую деятельность ученика и  поможет выявить технологическое развитие учащегося. В целом за выполнение теоретического задания учащийся может получить до 35 баллов.

Во втором туре следует предложить учащимся выполнить практическое задание с доконструированием выбранного изделия  в номинации «Техника и техническое творчество» по выбору: ручная или машинная деревообработка, ручная или машинная металлообработка, электротехника. В номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» можно предложить дополнить поузловую обработку деталей декором, выполнить художественное оформление разрабатываемого изделия. Возможно введение практической работы по робототехнике. Пооперационная оценка практической работы не должна превышать 40 баллов.

Третий тур каждого этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии связан с презентацией творческого проекта, выполненного учащимся самостоятельно. Критерии оценки опубликованы в статье «Итоги XV Всероссийской олимпиады школьников по технологии» в журнале «Школа и производство»,№ 6, 2014 г.

Проект - это достижение олимпиады по технологии. На этом туре  ребёнок демонстрирует свою двух – трёх – летнюю конструкторскую работу.  Творчество трудно оценить, но одарённые дети в области технологического образования это те крупицы, которые следует взращивать с особым трепетом. И взращивает эти крупицы учитель технологии, понимая, что только тогда  возможно обеспечить устойчивое развитие общества, когда системой ценности ученика и смысл существования человека станет его технологическая грамотность и технологическая культура. За выполнение и презентацию проекта учащийся может получить до 50 баллов, а всего за теоретическое задание, практическую работу  и проект-125 баллов.

Категория: Публикации | Добавил: Artur
Просмотров: 188 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Насипов А.Ж. КБГУ © 2018-2016