Понедельник, 23.10.2017, 18:26
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Конференции [37]
Всероссийская олимпиада по технологии [11]
Разные файлы [1]
Учебники [1]
Публикации [15]
В помощь учителю технологии [25]
Аспирантам и соискателям [3]
Актуальные проблемы [4]
Педагогические технологии [0]
Информация о проекте [1]
Друзья сайта

Наш баннер

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Публикации

Совершенствование разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
30.06.2015, 17:09

Ю.Л.Хотунцев

Совершенствование разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

Аннотация

В соответствие с указанием Президента РФ В.В.Путина проводится совершенствование ФГОС. Приведены предложение Московской ассоциации учителей технологии по совершенствованию ФГОС и результаты рассмотрения этого вопроса на круглом столе 10 июня 2015 года, проводимом Комиссией по науке и образованию Общественной палаты РФ на тему «Предметная область «Технология» в общеобразовательных школах Российской Федерации: технологическое образование как основа инновационного развития России».

Ключевые слова

Технологическое образование, предметная область «Технология», инновационное развитие России, практическая и проектная деятельность школьников, необходимость технологии в 9-11 классах.

 

Выступая на Общественном форуме на Селигере в 2014 году, Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил необходимость переработки ФГОС второго поколения к 23 июля 2015 года. На слушаниях в Государственной Думе представитель Минобрнауки 10 марта 2015 года, зам. директора Департамента государственной политики в сфере общего образования А.Благинин сообщил, что в 2015 году готовятся следущие изменения в ФГОС в связи с закреплением базового содержания образования. Во-первых, в стандарт войдут требования к результатам обучения по каждому из предметов для каждой ступени школы. Во-вторых, будут закреплены единые для всех дидактические единицы содержания образования-темы. Самой серьезной переработке подвергнется предмет «Технология», в который в старших классах будут включены социальная практика и будут углублены профили обучения технологический, информационно-технологический и проч.

 («Московский комсомолец», 11 марта 2015 г.)

Департамент образования Москвы рекомендовал Ассоциациям учителей Москвы разработать предложения по совершенствованию ФГОС.

Такие предложения по совершенствованию разделов «Технология» ФГОС были разработаны Ассоциацией учителей технологии Москвы и обсуждались на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии в Санкт-Петербурге в апреле 2015 года. Учителя, подготовившие участников Заключительного этапа Всероссийской олимпиады, обратились в Общественную Палату РФ с просьбой обсудить и направить эти предложения в вышестоящие органы.

10 июня 2015 года эти предложения рассматривались на Круглом столе Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты Российской Федерации на тему «Предметная область «Технология» в общеобразовательных школах Российской Федерации: Технологическое образование как основа инновационного развития России».

На круглом столе планировалось:

 

1. Обсудить концептуальные основы обучения технологии.

2. Рассмотреть вопросы изменений существующих Федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Оценить значимость технологического образования для подготовки инженерно-технических и квалифицированных рабочих кадров, развития современных высокотехнологичных производств и укрепления технико-технологической независимости РФ в различных отраслях промышленности.

4. Наметить пути повышения технологической культуры учащихся.

 

На круглом столе выступили:

 

1. Хотунцев Юрий Леонтьевич, профессор, доктор физ. мат. наук, автор программы «Технология», автор серии учебников по технологии, Председатель жюри Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Тема доклада: «Концепция технологического образования. Эффективные подходы к построению программы предмета «Технология» и корректировке образовательных стандартов».

2. Глозман Александр Евгеньевич, Засл. уч. РФ, кандидат педагогических наук, директор ГБОУ «Центр образования № 293» имени А.Т. Твардовского, доверенное лицо Президента России. Тема доклада: «Образовательные возможности технологии для развития личностного потенциала школьников».

3. Хромов Андрей Алексеевич, Почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук, Победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО «Образование», Председатель Ассоциации учителей технологии г. Москвы. Тема доклада: «Преподавание технологии в школе. Практико-ориентированная проектная деятельность. Социальная значимость и инновационная составляющая школьных технологических проектов».

В дискуссии приняли участие проф. Блинов В.И. (ФИРО), проф. Глазунов А.Т.(ФИРО), проф. Пичугина Г.В. (РАО), доц., к.п.н. Мочалов Г.А.(МПГУ, ЦО № 293), заслуженный учитель РФ Селиверстов Ю.И. и другие.

 Были приняты следущие рекомендации: 

Принимая во внимание безусловную значимость технологического образования в подготовке инженерных кадров для страны, учитывая основные направления инновационного развития России, рекомендуем Министерству образования и науки РФ, Российской академии образования и Федеральному учебно-методическому объединению рассмотреть вопрос о внесении поправок в Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в части предметной области «Технология».

Предлагается окончательный текст Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  1. Привитие учащимся любви и привычки к трудовой деятельности; получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правлильного выбора профессии;
  2. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
  3. Приобретение навыков самообслуживания;знакомство с различными материалами и ручными инструментами; овладение простыми технологическими приемами ручной обработки материалов и использования электрической энергии; усвоение правил техники безопасности;
  4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  5. Приобретение первоначальных навыков аккуратности и бережливости, совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  6. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.   

Предлагается окончательный текст Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой и трудовой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформулированных универсальных учебных действий;
  • формирование опыта создания материальных объектов;
  • совершенствование умений выполнения практической учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:

  1. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры общества, технологической грамотности и технологической культуры человека; представление о перспективных технологиях XXI века, уяснение социальных и экологических последствий развития промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.
  2. Овладение общими принципами преобразующей (технологической) деятельности, основами общетехнических дисциплин (материаловедение, инструменты и оборудование, технические измерения), конкретными технологиями обработки материалов,  использования электрической энергии в электрических и электронных устройствах, методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда,выполнения и презентации проектов в практически-важных направлениях: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома», «Сельскохозяйственные технологии».
  3.  Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
  4. Формирование умений устаноавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
  5.   Развитие умений применять технологии представления преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
  6. Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, оценка профессиональных возможностей учащихся.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

…….

создания материальных объектов с использованием ручных и электроинструментов и оборудования и таких материалов, как дерево, металл, бумага, глина, ткань, пищевые продукты.

            Предлагается  совершенствование Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Сопоставительный анализ целей и содержания во ФГОС среднего (полного) общего образования показывает несоответствие предметных результатов и общих целей образования на данном уровне. Предметная область «Технология» исключена из перечня предметных областей, что нарушает преемственность между основным общим образованием, профессиональным  и высшим образованием. Обучающимся фактически не предлагаются в 10-11 кл. обязательные дисциплины, формирующие их технологические, графические и трудовые умения. Прерывается цепь получения знаний о современном производстве и технологиях. В связи с этим предлагается рассмотреть внесение изменений в следующие разделы:

  1. Внести образовательную область «Технология» в инвариантную часть стандарта, исключив предмет «Технология» из перечня «Предметы по выбору».

     Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:

1. Сформированность представлений об общих принципах преобразующей, технологической деятельности человека, представлений о спектре технологий преобразования материалов, включая биологические материалы, энергии и информации, углубления представлений о перспективных технологиях XXI века.

2. Углубление  знаний о технологической культуре общества, технологической грамотности и технологической культуре человека.

3. Углубление знаний  и умений  проектирования и изготовления проектных изделий, использования методов решения творческих задач.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность умений графически отображать материальные объекты, сформированнность трудовых навыков и умений.

4. Оценку личных интересов и возможностей учащихся в овладении различными профессиями.

5. Овладение технологиями профильного обучения.

Дополнить направления внеурочной деятельности п.III.13. «направлением трудовая деятельность». Дополнить «портрет выпускника школы» формулировкой «владеющий основами технологий», «мотивированный к трудовой деятельности».

Материально-технические условия реализации предметной области «Технология» должны включать материалы, инструменты и оборудование для выполнения проектных работ, а также для реализации профильного обучения: индустриально-технологического, информационно-технологического, агро-технологического и проч.

 

Категория: Публикации | Добавил: Artur
Просмотров: 126 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Насипов А.Ж. КБГУ © 2017-2016