Понедельник, 23.10.2017, 18:26
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Конференции [37]
Всероссийская олимпиада по технологии [11]
Разные файлы [1]
Учебники [1]
Публикации [15]
В помощь учителю технологии [25]
Аспирантам и соискателям [3]
Актуальные проблемы [4]
Педагогические технологии [0]
Информация о проекте [1]
Друзья сайта

Наш баннер

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Публикации

Хотунцев Ю.Л. Общие принципы технологической и проектной деятельности*
30.03.2012, 12:48

Хотунцев Ю.Л.

 

Общие принципы технологической и проектной деятельности*

 

С момента возникновения человеческого общества для реализации своих потребностей люди используют разные технологии. Будем опираться на следующее краткое определение технологии: технология – это наука (знание) о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека.

Согласно [1] наука – вид познавательной деятельности, нацеленной на выработку объективных, системно-организованных знаний о мире. Наука технология – объективные, системно-организованные знания о преобразующей деятельности человека, о целях, путях, этапах, средствах, ограничениях, эволюции и последствиях этой деятельности, тенденциях ее совершенствования, а также описание, анализ, реализация и оптимизация преобразующей деятельности [2].

Вначале человеческой истории технология представляла собой не науку, а знания, полученные в первую очередь эмпирическим путем, о преобразовании указанной триады для создания объектов труда или услуг, необходимых человеку. Существует миллионы технологий для создания миллионов различных изделий и услуг. Однако можно выделить общие черты реализации всех технологий, на которые должны обращать внимание при освоении предметной области «Технология» в общеобразовательной школе:

Любая технологическая деятельность, предпринимательский проект, содержит следующие составляющие:

1.     Исходя из потребностей людей (родных, друзей, рынка товаров и услуг), определение цели конкретной деятельности создания определенных объектов труда с определенными требованиями изготовления и использования (например, игрушек или одежды, компьютерной программы или устройства для обогрева квартиры) и реализации этих изделий на рынке товаров и услуг. Таких целей может быть миллионы, и для реализации каждой цели используется соответствующая технология.

2.     Анализ патентной информации (патентный поиск), освоение совокупности технологических знаний, т.е. знание технологии о реализации цели конкретной технологической деятельности, о необходимых материалах, энергии, информации, инструментах и оборудовании для этой преобразующей, созидательной деятельности и необходимых умениях и навыках исполнителей.

3.     Освоение необходимых умений и навыков исполнителями.

_____________

* Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в формировании актуальных компетенций учителей и педагогов профессионально-педагогического образования» МПГУ, 2008,  стр. 424-428

 

4.     Оценка целесообразности продолжения данной технологической деятельности с точки зрения экономики (Стоимость патента в случае его приобретения. Имеются ли на рынке необходимые материалы, инструменты и оборудование? Имеется ли помещение? Оправданы ли предстоящие расходы? Не возросли ли цены на материалы, инструменты, оборудование? Какова стоимость обучения исполнителей?)  и экологии (Не нанесет ли выбранная технологическая

5.     деятельность ущерб окружающей среде и здоровью исполнителей и потребителей? Есть ли возможность перерабатывать отходы? Возможна ли экономия материалов и энергии?). Если оценка показывает нецелесообразность выбранной технологической деятельности, необходимо либо изменить цели деятельности, либо выбрать другую технологию и вновь провести оценку целесообразности новой технологической деятельности. Если экономическая и экологическая оценка показывает целесообразность продолжения выбранной технологической деятельности, можно перейти к следующему этапу.

6.     Нахождение необходимого финансирования. Приобретение необходимых материалов для реализации цели.

7.     Приобретение необходимых инструментов и оборудования. Аренда или строительство помещения.

8.     Информационное обеспечение производства: разработка необходимых чертежей, освоение и использование необходимой компьютерной поддержки.

9.     Организация технологической деятельности: оснащение рабочего места, использование безопасных приемов работы, планирование работы, менеджмент.

10.                  Реализация выбранной технологии в процессе изготовления объектов труда, культура труда, контроль качества изделия, технологическая дисциплина.

11.                  Экологическая и экономическая оценка изделия и производства.

12.         Маркетинг (оценка потребностей рынка в изготовленном изделии, презентация и реклама изделия).

13.                  Реализация объектов труда на рынке товаров и услуг.

С точки зрения освоения учащимися общих принципов реализации различных технологий в технологической деятельности человека и формирования их технологической культуры - культура преобразующей природосообразной деятельности [2, 3], целесообразно обращать внимание на реализацию этих общих принципов при использовании конкретных технологий обработки конструкционных материалов, ткани, пищевых продуктов и т.п.

 Сопоставим технологическую деятельность с проектной деятельностью, в том числе инженеров и дизайнеров [4]. Как правило,  проектная деятельность начинается:

1.     С заданной извне проблемы и темы проекта (техническое задание формирует заказчик);

2.     Затем анализируются возможные варианты решения проблемы, выбирается оптимальное решение, необходимые материалы, количество и виды энергии, инструменты, оборудование, требование к умениям и навыкам исполнителей;

3.     Производится экономическая и экологическая оценка будущего изделия;

4.     Разрабатывается с соблюдением ГОСТов, ОСТов и ЕСКД и других нормативных документов необходимые для изготовления (производства) документация и оформляется пояснительная записка;

Во многих случаях не предполагается изготовление изделия.

5.     Работа над проектом завершается его презентацией и корректировкой проекта после обсуждения.

В отдельных случаях возможна реализация опытного изделия (серии). Окончательная доработка изделия производится в промышленных условиях по результатам испытаний опытных образцов.

Выполнение учебных творческих проектов в образовательной области «Технология» имеет отличие от проектной деятельности специалистов [2, 5]:

1.     Тему проекта для решения определенной проблемы, обусловленной потребностями рынка товаров и услуг, определяет учащийся или, в случае коллективного проекта, коллектив учащихся.

2.     Далее анализируется доступная информация о возможных путях реализации темы проекта

3.     Выдвигается спектр идей реализации проекта и выбирается идея, оптимальная с точки зрения совокупности критериев оценки проекта.

4.     Далее  выбирается технология, и оцениваются необходимые материалы, количество и виды энергии, инструменты и оборудование  для реализации проекта.

5.     Производится экономическая  и экологическая оценка будущего изделия. Если недоступны материалы, количество энергии, инструменты и оборудование, не выполняются экономические  и экологические требования, нет необходимых умений и навыков реализации технологии, необходимо вернуться к выбору оптимальной идеи реализации проекта, выбрать другое решение, близкое к оптимальному и повторить все последующие  этапы работы, в случае необходимости, освоив необходимые умения и навыки для выполнения работы.

6.     После выбора объекта труда необходимо осуществить организацию работы, изготовить изделие,  с учетом культуры труда и  технологической дисциплины, осуществить контроль его качества, окончательную экологическую и экономическую оценку производства и изделия, подготовить пояснительную записку к проекту.

7.     Осуществить презентацию проекта и разработать рекламу для реализации изготовленного изделия на рынке товаров и услуг.

 

Проведенный анализ показывает общие черты технологической и проектной деятельности.

Принципиальным отличием проектной деятельности и специалистов и учащихся в образовательной области «Технология» от технологической деятельности является обязательное решение творческих задач.

 

 

Литература:

 

1.     Новая философская энциклопедия.– М.:Мысль, 2001, т.4.

2.  Хотунцев Ю.Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. М., Эслан, 2007, с 181.

3.     Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся. «Педагогика», 2006, №4, с 10-15.

4.     Заёнчик В.М., Карачев А.А., Шмелев В.Е. Основы творческо-конструкторской деятельности. М, Академия, 2005.

5.     Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д., Кожина О.А. и др. Проекты в школьном курсе «Технология», Школа и производство, 1994, №4, с 84-89.

Категория: Публикации | Добавил: Artur
Просмотров: 973 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Насипов А.Ж. КБГУ © 2017-2016