Понедельник, 23.10.2017, 18:28
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Конференции [37]
Всероссийская олимпиада по технологии [11]
Разные файлы [1]
Учебники [1]
Публикации [15]
В помощь учителю технологии [25]
Аспирантам и соискателям [3]
Актуальные проблемы [4]
Педагогические технологии [0]
Информация о проекте [1]
Друзья сайта

Наш баннер

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Публикации

Хотунцев Ю.Л. МПГУ Проблемы модернизации предметной области «Технология»
30.03.2012, 12:46

Хотунцев Ю.Л.

МПГУ

           

Проблемы модернизации предметной области «Технология»

 

В настоящее время предметная область «Технология» в Российской школе представляет собой совокупность технологий преобразования материалов, энергии и информации, пронизанных сквозными линиями содержания обучения технологии. Отсутствует изучение общих принципов технологической деятельности людей, структуры технологических систем, принципов проектирования, основ творческой деятельности, описание технологической культуры человека. Разработка этих общих принципов, введение их в Концепцию и программы образовательной области «Технология» позволят этой области приобрести необходимый научный уровень и встать вровень с другими традиционными образовательными областями: математикой, естествознанием и др., подчеркивая, что технологии используют научные знания и обеспечивают преобразующую деятельность людей, создавших современную цивилизацию.

С момента возникновения человеческого общества для реализации своих потребностей люди используют разные технологии. Будем опираться на следующее краткое определение технологии: технология - это наука (знание) о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека.

Согласно [1] наука - вид познавательной деятельности, нацеленной на выработку объективных, системно-организованных знаний о мире. Наука технология - объективные, системно-организованные знания о преобразующей деятельности человека, о целях, путях, этапах, средствах, ограничениях, эволюции и последствиях этой деятельности, тенденциях ее совершенствования, а также описание, анализ, реализация и оптимизация преобразующей деятельности [2].

Вначале человеческой истории технология представляла собой не науку, а знания, полученные в первую очередь эмпирическим путем, о преобразовании указанной триады для создания объектов труда или услуг, необходимых человеку. Существует миллионы технологий для создания миллионов различных изделий и услуг. Однако можно выделить общие черты реализации всех технологий, на которые должны обращать внимание при освоении предметной области «Технология» в общеобразовательной школе: исходя из потребностей людей определение цели конкретно технологической области, анализ и освоение информации о реализации этой деятельности, оценка целесообразности продолжения выбранной деятельности с точки зрения экономики и экологии, подготовка и реализация выбранной деятельности, экологическая и экономическая оценка продукции и производства, маркетинг и  реализация продукции [3].

Необходимо уделять внимание интереснейшей истории развития техники и технологии, роли техники, (инструментов и машин) при реализации технологий, роли технологий в истории человечества (в частности, появление огнестрельного оружия покончило с рыцарями), взаимоотношение технологий и экологии, роли технологий в развитии общества (культурные, социальные, экономические и политические аспекты), принципам поиска новых технических и технологических решений, содержанию рукотворного мира (производственные технологии, строительные технологии, транспортные технологии, сельскохозяйственные технологии и биотехнологии, медицинские технологии, энергетические технологии, информационные и коммуникационные технологии). Эти вопросы рассматривались в обзоре [5]   

С точки зрения освоения учащимися общих принципов реализации различных технологий в преобразующей деятельности человека и формирования их технологической культуры – культуры  преобразующей природосообразной деятельности [2, 4], целесообразно обращать внимание на реализацию этих общих принципов при использовании конкретных технологий обработки конструкционных материалов, ткани, пищевых продуктов и т.п.

Начиная с 1992 г., в концепции и программах «Технологии» отмечалась необходимость изучения современных и перспективных технологий создания новых материалов (биопластмассы, генетически модифицированные продукты и др.), преобразования материалов (нанотехнологии, лазерные технологии и т.п.), энергии (технологии энергосбережения альтернативная энергетика, биотопливо и т.п.) и информации (развитие компьютерной техники, робототехники, умные дома, Глонасс и др.), новых транспортных технологий (электромобили, самолеты из новых конструктивных материалов) и технологий устойчивого развития (материалосбережение, переработка отходов и др.).

Однако информации о современных технологиях в учебниках по технологии нет и, тем самым, существует огромный разрыв между изучаемыми технологиями в школе и технологиями современного производства, с которыми столкнется ряд учащихся после окончания школы. Эта информация должна быть доведена до сведения учащихся с помощью экскурсий, DVD и флэш фильмов.

Наконец, изучение технологии в школе должно быть пронизано идеями дизайна-художественного конструирования на основе функциональных возможностей изделий и их эстетического оформления, т.е. экономики и технической эстетики. Постоянно надо иметь в виду, что в условиях рыночной экономики только дизайнерски оформленные изделия найдут спрос, т.е. будут конкурентоспособными.  Сейчас именно потребности рынка определяет дизайн любого будущего изделия и, следовательно, технологии его изготовления. Изучая, в частности, технологии обработки конструкционных материалов следует иметь в виду возможности создания оформленных, конкурентоспособных изделий.

Таким образом, в настоящее время ясны пути совершенствования программы по технологии:

Введение изучения общих принципов технологической деятельности.

Введение дизайнерского подхода при выполнении практических и проектных работ.

Знакомство учащихся с перспективными технологиями XXI века [6].

Технология является основным практикоориентированным предметом в школе, ориентирующим на учащихся на продолжение обучения и работу в сферах материального производства. Катастрофическая нехватка инженеров и высококвалифицированных рабочих в экономике нашей страны определяется, в частности, отношением руководства систем образования к преподаванию технологии в школе. Сокращение числа учащихся из-за снижения рождаемости, недостаточное финансирование образования (в нашей стране на образование тратится примерно 3,7% ВВП, а в СССР - 7%, в Франции, Германии - 8%, США - 9%, в Японии - 11%, в Финляндии - 16,4%), необходимость иметь мастерские с соответствующим учебным оборудованием и материалами, все это толкает систему образования при изучении технологии на переход к использованию конструкторов ЛeГo и других конструкторов. Из элементов (блоков) конструктора можно создавать сложные системы, не зная устройства и принципа работы отдельных блоков, а опираясь в частности лишь на параметры этих «черных ящиков»: коэффициент усиления, напряжение питания, потребляемую мощность и т.п.

Таким образом, все школьники без различия пола (неделимые классы) могут изучать элементы машиноведения, электронные технологии (электротехнику, (без электромонтажных работ с применением пайки, которая требует вытяжки), радиоэлектронику, автоматику, цифровую электронику), робототехнику. Общим для неделимых классов могут быть черчение (почти ликвидированное в российской школе), домашняя экономика и основы предпринимательства, профессиональное самоопределение.

При этом не изучаются материальные технологии: технологии обработки конструкционных материалов, ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов, технологии ведения дома, культура дома, ремонтно-строительные работы и не могут выполняться проекты, реализующие материальные технологии, а они определяют содержание Всероссийских олимпиад школьников по технологии, предполагающих презентацию проекта, выполненных, как правило, с помощью материальных технологий, многие из которых могут быть реализованы на рынке товаров и услуг, что предполагает знание элементов предпринимательства. Учащиеся не получают при этом знаний и умений, полезных в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии в плане отмеченных выше материальных технологий. Невозможно включение в практическую и проектную деятельность школьников элементов национальной культуры. Технология становится интернациональной и отрывается от культуры народа, что не способствует историческому, патриотическому и нравственному воспитанию молодежи.

Следует также отметить, что обработка различных материалов предполагает наличие представлений о физических, химических и биологических предметах и явлениях производства и преобразования этих материалов, формирует материалистическое восприятие и понимание экологической проблемы взаимодействия природы и техносферы в отличие от работы с кубиками (блоками) различных конструкторов.

Тем не менее конструкторы полезны при изучении перечисленных выше разделов «Технология», и задача состоит в том, чтобы не выбрасывая материальные технологии, в том числе технологии обработки ткани, найти оптимальное соотношение работы с материалами и конструкторами. Но тогда для изучения технологии требуются мастерские с оборудованием и материалами.

 


Литература

Новая философская энциклопедия - М.:Мысль, 2001, т.4.

Хотунцев Ю.Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. М. Эслан, с 181.

Хотунцев Ю.Л. Общие принципы реализации технологий и проектной деятельности. Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные   технологии в формировании актуальных компетенций учителей и педагогов профессионально-педагогического образования» МПГУ, М, 2008, с 424-428

Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся. «Педагогика», 2006, №4, с 10-15.

Хотунцев Ю.Л., Насипов А. Ж. «Критерии сформированности технологической грамотности американских школьников». Наука и школа, № 5, 2010, с 49-55

Категория: Публикации | Добавил: Artur
Просмотров: 996 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Насипов А.Ж. КБГУ © 2017-2016