Суббота, 20.04.2024, 06:58
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Конференции [37]
Всероссийская олимпиада по технологии [11]
Разные файлы [1]
Учебники [1]
Публикации [15]
В помощь учителю технологии [25]
Аспирантам и соискателям [3]
Актуальные проблемы [4]
Педагогические технологии [0]
Информация о проекте [1]
Друзья сайта

Наш баннер

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Публикации

Интеграция физики и технологии в образовательной программе подготовки бакалавров педагогического образования как основа для модернизации шко
27.07.2015, 22:48

Интеграция физики и технологии в образовательной программе подготовки бакалавров педагогического образования как основа для модернизации школьного технологического образования

С.А. Ловягин

Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

г. Москва

Данная статья намечает основные положения новой модели подготовки учителей технологии, нацеленной на перспективу интеграции современных технологий в содержание общего образования.

Актуальность модернизации технологической составляющей общего образования в России отмечается в целом ряде публикаций,  затрагивающих вопросы школьного технологического образования [2-7]. Отмечается такая серьезная проблема, как сокращение цикла смены технологий, уже на рубеже 21 века достигшего в компьютерной индустрии промежутка, равного длительности профессиональной подготовки учителей (4-5 лет) [1]. В результате такой интенсивности образовательный процесс, построенный на традиционном освоении технологий, существующих на момент разработки образовательных программ, оказывается устаревшим уже в момент выпуска бакалавров. Указанный разрыв привел к настоящему времени к тому, что в школе сегодня осваивают в основном те технологии, которые родились десятилетия, а то и столетия назад, и практически не готовят к работе в современной технологической среде, поскольку современные технологии находятся за пределами содержания школьных курсов [7].

Одно из существенных препятствий введению современных технологий в содержание школьного образования является их сложность, наукоемкость, которая, безусловно, не может быть напрямую интегрирована в общее образование в рамках традиционного педагогического подхода, основанного на трансляции знаний, умений и навыков. Аддитивный способ и усложнение школьных курсов естественных наук идут зачастую вразрез с формированием понимания и мотивации.

Кроме того, мы все чаще встречаем сегодня ситуации, когда педагог оказывается менее компетентным в использовании современных технологий, чем некоторые учащиеся. Раньше это было исключением, а сегодня представляет скорее всего правило. Традиционный подход стал неэффективным средством подготовки нового поколения.

Решение проблемы  нужно искать в коренной модернизации содержания технологического образования и кардинальной смене образовательной парадигмы. Основой современных технологий является межпредметный подход, конвергенция предметного содержания. При этом базовой дисциплиной рамках конвергентного подхода является физика, которая стала сегодня фундаментом понимания и проектирования новых технологий. Понимание этого факта требует изменения роли физики в подготовке педагогов технологического образования. Физика должна стать основой для освоения технологии. Организационным аспектом решения этой задачи может быть двухпрофильный прикладной бакалавриат педагогического образования «Физика и технология» («Педагогический ФизТех»), разрабатываемый сейчас в Институте физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета. Выступая в роли первого профиля в содержании образовательной программы подготовки современного учителя технологии, физика обеспечит необходимый для понимания современных технологий уровень фундаментального научной подготовки, а также подготовку выпускников университета к обучению школьников современным технологиям, например, по разработанной ФИРО новой программе по технологии для школ [4], которая становится ориентиром для подготовки учителей технологии в МПГУ.

Это само по себе поднимает уровень технологического образования, но не решает проблему преодоления противоречия между быстрой сменой технологий и отставанием образовательного процесса, имеющим значительную длительность и инерционность. Для ее решения необходимы новые подходы к формированию структуры и использованию педагогических технологий разрабатываемой в МПГУ образовательной программы по профилям «Физика и технология» направления Педагогическое образование. Нужно обеспечить модульность, практическую ориентацию, формирование универсальных компетенций, гибкость (внутреннюю академическую мобильность), индивидуализацию (разнообразие индивидуальных учебных планов студентов) и возможности широкого выбора через формирование совершенно новых структуры и содержания разрабатываемой основной образовательной программы (ООП).

Модульность предполагает такую структуру учебного плана, в которой образовательный процесс вариативно выстраивается из независимых блоков взаимосвязанных учебных дисциплин (модулей), каждый из которых может быть реализован в рамках различных основных образовательных программ. Реализация модульной структуры исключительно удобна в рамках физико-технологического кластера образовательных программ нашего Института, поскольку позволяет сформировать большое число модулей по выбору, необходимых для различных профилей, опирающихся на физику или технологию. В кластер ООП Института входят 5 программ по направлению «Педагогическое образование»: физика и английский, физика и информатика, физика и технология, технология и информатика, технология и дополнительное образование, а также фундаментальная физика (подготовка исследователей) и информационные технологии в образовании (инженерное образование). Модули новых образовательных программ имеют различный объем в зависимости от решаемых образовательных задач. В направлении физики и технологии можно выделить три основные линии: исследование, проектирование, информационные технологии.

Практическая ориентация в рамках образовательной программы «ФизТех» реализуется в форме сквозной педагогической практики с 1 по 5 курс, проектных и исследовательских практикумов, а также через переработку содержания «теоретических» курсов в направлении их интеграции с практическими заданиями для студентов. Характерный пример в этом отношении дает смена названия одной из кафедр Института: кафедра математической физики переименована в кафедру прикладной математики.

Компетенции, прописанные в ФГОС высшего образования в качестве результатов образовательного процесса, меняют структуру и содержание основной образовательной программы, ставя дополнительные задачи (по отношению к традиционной предметной подготовке) и определяя время и место для реализации деятельностного подхода и приобретения студентом необходимого опыта практической деятельности, в котором только и возможно формирование компетенций. Формулировки содержания программ учебных дисциплин вместо привычного перечня подлежащих к изучению предметных тем должны быть построены на основе описания видов деятельности с предметным содержанием.

Важным, но не простым в реализации пунктом описываемой модели подготовки бакалавров педагогического образования в Институте является гибкость - возможность смены профилей в процессе обучения на 1-ом и 2-ом курсах. С этой целью весь кластер обновленных основных образовательных программ в Институте проектируется как единое целое. Одни и те же курсы по выбору (модули) содержатся в различных ООП. Тем самым формируются группы сменного состава и обеспечивается необходимая наполняемость групп, важная с точки зрения экономической эффективности реализации образовательных программ. На первые два курса отнесены общие для всех профилей кластера дисциплины.

Необходимая с точки зрения учета различных стартовых возможностей обучающихся индивидуализация достигается курсами различного уровня по  одному и тому же предмету, а также такой трансформацией содержания предметов, которая в большей степени отражает практическое применение теоретических знаний. С точки зрения доступности, а также формирования компетенций необходимы курсы, построенные на основе задач и заданий, решая которые обучающийся осваивает предметное содержание, используя его в роли средства для решения проблем. Это выводит студентов в активную позицию, вынуждая их работать самостоятельно и продуктивно.

Модульная структура и разноуровневость содержания помогают решить проблему одновременного обеспечения фундаментальной подготовки и формирования компетенций. К примеру, курс теоретической физики, составляющий важную часть фундаментальной подготовки физиков-исследователей, не вытесняется из программы не менее важной и актуальной работой над формированием компетенций. Он становится одним из модулей по выбору студентов всех направлений, включая технологические. Тем самым возможность получения серьезной теоретической подготовки не сужается, а наоборот увеличивается, поскольку этот курс становится доступным для студентов всех профилей кластера (и даже шире – для студентов других естественнонаучных профилей, включая магистров, стажеров, слушателей системы переподготовки и т.д.).

Подводя итог, можно сказать, что описанные основные положения новой модель подготовки учителей физики и технологии являются последовательной реализацией нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в области подготовки учителей физики и технологии.

 

Список литературы

  1. Barry L. Bayus. An Analysis of Product Lifetimes in a Technologically Dynamic Industry // Management Science, Volume 44, Issue 6, June 1998, pp. 763–775.
  2. Заседание Совета по науке и образованию 23 июня 2014 года, 16:30, Москва, Кремль. Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте по науке и образованию [Электронный ресурс]. URL:http://www.kremlin.ru/news/45962 (дата обращения: 02.11.2014).
  3. Земко А.Е. Создание центра технологического предпринимательства на базе общеобразовательного лицея//Технологическое образование в условиях инновационного развития педагогики: Материалы Международной научно-практической конференции 19-21 марта 2014г. /Под ред. доц. Зименковой Ф.Н., доц. Козлова В.Г. – М.: МПГУ, 2014 – С.120 – 124.
  4. Коган Е.Я. Проект общеобразовательной программы предметной области «Технология»//Технологическое образование в условиях инновационного развития педагогики: Материалы Международной научно-практической конференции 19-21 марта 2014г. /Под ред. доц. Зименковой Ф.Н., доц. Козлова В.Г. – М.: МПГУ, 2014 – С.25 – 29.
  5. Ловягин С.А. Векторы развития технологического образования//Технологическое образование в условиях инновационного развития педагогики: Материалы Международной научно-практической конференции 19-21 марта 2014г. /Под ред. доц. Зименковой Ф.Н., доц. Козлова В.Г. – М.: МПГУ, 2014 – С.17 – 25.
  6. Хотунцев Ю.Л. Критические технологии Российской Федерации и технологическое образование школьников//Технологическое образование в условиях инновационного развития педагогики: Материалы Международной научно-практической конференции 19-21 марта 2014г. /Под ред. доц. Зименковой Ф.Н., доц. Козлова В.Г. – М.: МПГУ, 2014 – С.9 – 17.
  7. Якушкин П.А. Проект построения базового современного курса технологии для основного звена (5-9 классы) Российской школы // Технологическое образование в условиях инновационного развития педагогики: Материалы Международной научно-практической конференции 19-21 марта 2014 г./ Под ред. доц. Зименковой Ф.Н., доц. Козлова В.Г. - М.: МПГУ, 2014. - С.90 - 96.    

 

 

 

Категория: Публикации | Добавил: Artur
Просмотров: 409 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Насипов А.Ж. КБГУ © 2024-2016